ГМО «ФГОС в действии»

В рамках ГМО «ФГОС в действии» рассматривались актуальные вопросы воспитания. Предлагаем вниманию педагогов статью «Теоретические аспекты психолого-педагогического сопровождения формирования основ культуры межнационального общения у детей старшего дошкольного возраста».

Аннотация. В статье обосновывается идея разработки и реализации в системе дошкольного образования психолого-педагогического сопровождения формирования культуры межнационального общения у детей старшего дошкольного возраста, которое будет способствовать эффективному формированию гармоничной личности воспитанника, приобщённой к общечеловеческим ценностям. Раскрыты сущность понятий «культура межнационального общения» и «психолого-педагогическое сопровождение». Представлено авторское определение «культуры межнационального общения у дошкольников». Определены задачи психолого-педагогического сопровождения формирования основ культуры межнационального общения у детей и представлены этапы данного процесса.

Ключевые слова – культура, межнациональное общение, стереотипы, педагогическое сопровождение, психолого-педагогическое сопровождение, дети дошкольного возраста, дошкольное образование, воспитание.

На сегодняшний день модернизация системы образования, в частности дошкольного, происходят значимые перемены, которые приводят к необходимости совершенствования системы подготовки квалифицированных педагогов для дошкольных образовательных организаций и поиска новых более эффективных методов работы с воспитанниками, способствующих полноценному развитию их личности.

По данным переписи населения и учета национального состава, организованной в 2010 году на территории России, было зафиксировано, что на территории Российской Федерации проживают более 190 представителей разных национальностей. Исторически так сложилось, что Россия территориально самая большая и многонациональная страна, а тенденции современного мира: приток иммигрантов, привлечение зарубежных специалистов в международных проектах, обучение студентов в учебных заведениях приводят к необходимости взаимодействия и тесного общения с представителями разных культур и конфессий. Стремительные изменения в мировой политической и экономической жизни влияют на расширение культурных границ и инициируют межкультурные взаимосвязи.

Практика показывает, что не все готовы к бесконфликтному, уважительному и принимающему взаимодействию с представителями другой национальности. Чужой (другой) чаще всегда воспринимается враждебно, не такой как мы – значит представляет опасность. В современном обществе люди склонны бояться того, что не понятно, страх как следствие превращается в отторжение, негативизм и агрессию по отношению к неизвестному. Этот принцип работает и по отношению к представителям других народов, национальностей, конфессий и усугубляется общими стереотипами, которые присущи каждой национальной культуре. Так, например, немцам приписывают педантичность, опрятность; англичанам – холодность, чопорность, пунктуальность; представителям кавказкой национальности – эмоциональность, агрессивность, гостеприимство; русским – лень, «широкую душу», простодушие и т. д.

В научной литературе под стереотипом принято понимать типизированный образ или представление о каком-либо социальном явлении, объекте, как правило, эмоционально окрашенное и устойчивое. Стереотипное мышление оказывает негативное влияние на восприятие и общение с представителями иных культур, вызывает межэтническую напряженность, переходящую порой в национальную нетерпимость, с которой общество сталкивается во всех сферах жизнедеятельности. Воспитание человека на основе вечных ценностей, приобщение подрастающего поколения к культурным ценностям не только своего народа, но и ценностям мировой культуры становится приоритетной задачей современной педагогики.

Цель образовательных организаций, начиная с дошкольных, состоит в воспитании гармоничной личности, приобщённой к общечеловеческим ценностям.

Многочисленные исследования ученых, публикации по данной проблеме лишь подтверждают актуальность поиска путей решения проблемы, связанной с формированием культуры межнационального общения. Ряд авторов Э.В. Соколов, М.С. Каган, Э.С. Макарян понятие «культуры» определяют как особый способ человеческой деятельности и специфическое свойство социальной жизни.

Термин «межнациональное общение» впервые появился в исследованиях по интернациональному воспитанию во второй половине 20 века. В педагогической литературе «межнациональное общение» определяется как специфический вид социального общения представителей разных культур, национальностей, конфессий, в результате, которого происходит обмен опытом, мыслями, духовными ценностями. Понятие «культура межнационального общения» рассматривалось многими авторами: Ф.С. Бабейко, Л.Ф. Дашкевич, И.Я Махрова, Н.Ф. Чипинова и рядом других исследователей.

Проблемами формирования культуры межнационального общения занимались многие современные исследователи. Разные аспекты формирования культуры межнационального общения рассматривались в работах Р.Г. Абдулатиповой, Ф.Б. Байкина, В.Г. Крысько, Л.З. Немировская, Е.В. Обориной и др. В педагогике проводились исследования в области воспитания культуры межнационального общения (А.В. Буршлинский, Г.М. Андреева, Л.В. Коломийченко); в контексте этнокультурного образования (Г.Н. Волков, Р.Т. Гарданов, А.А. Деркач, О.Д. Мукаева); изучению методологии психолого-педагогической работы в формировании культуры межнационального общения посвящены работы Л.Н Дробижевой, М.М. Бахтина, И.С. Кона. На уровне социологических исследований были изучены сущность и содержание межнациональной культуры (З.Т. Гасанов, М.И. Пирен, Р.А. Орлова); функции культуры межнационального общения (А.Г. Абсалямова, Ф.Б. Байкин, О.А. Дмитриев), компоненты межнациональной культуры (Ф.Э Суюнова, Р.Г. Абдулотипов, Т.Ю. Бурмистрова).

Психологическими проблемами межнационального общения занимались многие современные исследователи. И.А. Махрова, М.И. Богомолова, И.В. Глухова свои труды посвятили изучению условий формирования культуры межнационального общения. В работах В.И. Матиса, Д.Е Матвеева были изучены особенности проявления культуры межнационального общения. Технологические аспекты процесса формирования культуры межнационального общения рассматривали О.А. Алексеева, Э.К. Суслов, Л.Р. Заурбекова. Многочисленные исследования формирования культуры межнационального общения на разных уровнях доказывают актуальность и неподдельный интерес к данной проблеме.

В исследованиях Н.З. Мунгиевой, культура межнационального общения представлена как комплекс норм, правил, форм взаимодействия людей разных национальностей. Культура межнационального общения, по мнению Ж.Г. Алямкиной, представляет собой социально-духовный феномен, осуществляющий регуляцию межнационального общения и представляющий важное условие формирования личностного и группового национального самосознания, а также являющийся фактором развития этносоциальной общности и человечества в целом. Согласно мнению Л.Ф. Дашкевич, О.И Юдина культура межнационального общения – это накопление опыта, который складывается в процессе взаимодействия людей в разнообразных сферах жизнедеятельности.

Что касается дошкольников, изучаемое понятие рассматривается А.С.  Касимовой как единство в развитии познавательной, эмоциональной и поведенческой сфер ребенка согласно возрастным особенностям; уровень представлений детей о Родине и др. Стоит отметить, что в диссертационных исследованиях последних лет особое внимание уделяется формированию культуры межнационального общения у дошкольников (Р.А. Орлова, Л.Л. Лашкова). В публикации М.И. Войтиховой предложены методы воспитания культуры межнационального общения в дошкольной образовательной организации. Свое исследование А.С. Бурунова посвятила воспитанию культуры межнационального общения у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре. В статье Р.А. Орловой раскрыта значимость становления культуры межнационального общения у дошкольников, автор представил теоретические и практические аспекты воспитания культуры межнационального общения у дошкольников.

Проанализировав определения изучаемого нами феномена, представленные в педагогической науке, в нашем исследовании культура межнационального общения детей дошкольного возраста рассматривается как личностное образование, проявляющееся в знании детей о своей национальной культуре, отдельных элементах культуры других национальностей, культурных и национальных различиях между людьми; в наличии интереса к носителям иной национальной культуры и желания бесконфликтного общения с ними, в проявлении уважительного отношения.

Говоря о психолого-педагогическом сопровождении изучаемого процесса, мы полагаем, что формирование культуры межнационального общения через организацию процесса сопровождения будет наиболее эффективным и отвечает современным требованиям образования. Во ФГОС ДО прописаны принципы организации педагогического процесса, которые соответственно возрасту детей будут гарантировать социализацию и направленность на формирование основ культуры межнационального общения. Данный процесс включает знакомство с культурными и социальными нормами, оценку этнокультурных характеристик развития детей, формирование социокультурной среды в соответствии с возрастом.

Несмотря на большое количество исследований, посвященных научному анализу проблемы формирования культуры межнационального общения у детей, теоретические исследования на практике используются формально. Отсутствие заинтересованности со стороны педагогов и родителей в данной области не дает возможности внедрять в образовательный процесс эффективные способы, методы формирования изучаемого феномена. Проведя анализ психолого-педагогической литературы, изучив опыт работы дошкольных образовательных организаций города Перми, мы пришли к заключению о необходимости усовершенствования процесса сопровождения формирования основ культуры межнационального общения у детей старшего дошкольного возраста.

Интерес к психолого-педагогическому сопровождению на разных уровнях образования подтверждается многочисленными исследованиями разных ученых Э.М. Александровской, М.Р. Битияновой, Е.И. Казаковой, В.И. Слободчиковым, Е.А. Козыревой, И.В. Розманом, А.М. Ядрихинской, И.В Дубровиной, С.Д. Поляковой, Н.Ю.Синягиной, В.Н. Раскалинос и др.  В.Н. Раскалинос, проведя анализ психолого-педагогической литературы по проблеме сопровождения, изучив разные подходы ученых Э.М. Александровской, Н.С. Глуханюк, Е.Н. Шияновой, Е.И. Казаковой, М.И. Рожковой и других авторов, обращает внимание, что при сравнении смысловой нагрузки трактовок вышеупомянутых авторов отмечается «единство исследователей в признании необходимости совместных действий субъектов сопровождения в определенный временной промежуток». В широком понимании сопровождение – это создание необходимых условий для принятия субъектом подходящего решения в разных жизненных ситуациях, признание активной позиции ребёнка, его ближайшего окружения (семьи) и педагогов.

На сегодняшний день в психолого-педагогических исследованиях широко используются понятия «педагогическое сопровождение» и «психологическое сопровождение», которые относительно образовательной организации имеют достаточно тонкую грань. Е.А. Александрова считает, что под педагогическим сопровождением следует понимать способность педагога быть вместе с ребенком. О.Е. Кучерова рассматривает данное понятие как «специфическое сотрудничество, которое гарантирует беспроблемное взаимодействие». Таким образом, можно сделать вывод о том, что педагогическая сопровождение – это процесс, в котором деятельность педагога направлена на оказание помощи ребенку в затруднительной для него ситуации, где педагог выступает с позиции «рядом», оказывая помощь ребенку в поисках путей разрешения возникшей проблемы. Под психологическим сопровождением понимается вид профессиональной деятельности психолога, направленный на создание благоприятствующих личностному развитию и обучению условий и способствующий успешной социализации ребёнка. Е.И. Козырева, М.Р. Битиянова, Т.И. Чиркова рассматривают данное сопровождение как деятельность психологической службы. Позиция авторов в отношении психологического сопровождения базируется на понимании того, что данное сопровождение основывается на тесном взаимодействии всех субъектов системы образования и цель его состоит в создании условий, стимулирующих всестороннее развитие гармоничной личности.

В нашем исследовании с целью более качественной и эффективной организации процесса формирования культуры межнационального общения дошкольников наиболее эффективным будет применение понятия «психолого-педагогическое сопровождение». В научной литературе и нормативных актах психолого-педагогическое сопровождение рассматривается как:

– совокупность социально-педагогической и психологической деятельности, базирующейся на конкретной методологии, обеспечивающей современное качество образования (Е.А. Бауэр);

– метод работы психолога, основанный на создании условий в целях принятия приемлемых решений в ситуации жизненного выбора (Н.С. Глуханюк, Е.Н. Шиянова);

– совместная деятельность всех участников образовательного процесса, направленная на проектирование условий для полноценного развития ребенка (В.М. Толстошеина);

– контролируемый и специально организованный процесс, направленный на приобщение ребенка к взаимодействию и ориентированный на решение проблемных вопросов (Л.Н. Бережнов, В.И. Богословский);

– полисубъектные отношения в процессе учебно-профессиональных взаимодействия (Г.А. Нагорная).

Анализ представленных определений, позволил сформулировать собственную дефиницию психолого-педагогического сопровождения, которое определяется как система профессиональной деятельности всех субъектов образовательного процесса, направленной на поиск и создание психолого-педагогических условий для успешного развития и воспитания ребенка с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей.

Основными задачами, которые стоят перед психолого-педагогическим сопровождением формирования основ культуры межнационального общения у дошкольников являются:

– своевременное выявление проблем, связанных со сложной адаптацией ребенка в интернациональном коллективе;

– расширение знаний и представлений о собственной и иной национальной культуре, её традициях, обычаях;

– содействие формированию положительного образа Я, как носителя своей национальной культуры; формированию позитивного отношения и интереса к представителям других культур; развитие навыков бесконфликтного поведения с представителями иных национальностей;

– обеспечение методического сопровождения (оснащения) процесса формирования культуры межнационального общения дошкольников;

– развитие психолого-педагогической компетентности педагогического состава ДОУ и семьи ребенка.

Данный процесс включает нескольких этапов: диагностический этап, этап планирования, результативный этап.

Диагностический этап призван выявить индивидуальные особенности развития ребенка, проблемные зоны, сбор информации, то, над чем предстоит работать в дальнейшем.

На этапе планирования, опираясь на результаты диагностики, происходит отбор содержания, методов, средств и форм работы, затем реализация.

Результативный (итоговый) этап включает анализ проделанной работы, оценку ее результатов.

В связи с тем, что речь идет о целостном процессе необходимо обратиться к понятию «целостность». А.А. Волгушева рассматривает целостность как «…единство процессов воспитания и обучения, так и развития и формирования личности». Целостность изучаемого процесса выражается в выработке единого подхода всех субъектов образовательной деятельности, в тесном взаимодействии и сотрудничестве всех взрослых, участвующих в формировании основ межнациональной культуры у дошкольников; в непрерывности изучения личности воспитанника, создании условий для его всестороннего развития, успешной социализации в обществе в любой возрастной период.

Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение ребенка в процессе формирования основ культуры межнационального общения представляет собой систему профессиональной деятельности педагогов, психологов и других специалистов, направленную на создание условий для воспитания ребенка приобщенного к национальным и культурным ценностям общества.

О.А. Мартынова, 
педагог-психолог
МАДОУ «Детский сад «Академика» г.Перми
Баннер portfolioperm.ru

Баннер doshkolka.rybakovfond.ru

Архив
Май 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Апр    
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031