Формирование метапредметных компетенций в полиязычном пространстве выбора

Автор  — Лядова Е.В., учитель русского языка и литературы МАОУ «СОШ №22 с углубленным изучением иностранных языков» г. Перми

( по материалам работы проблемной группы педагогов в составе Шипигузовой Е.Ю., Даниловой В.С., Логиновой В.С.)

         Формирование метапредметных компетенций является одной из ключевых задач, стоящих перед современной школой. Поиск путей решения этой задачи в МАОУ «СОШ №22 с углубленным изучением иностранных языков» г. Перми привел к модели внедрения в учебный план школы метапредметных языковых практик в формате краткосрочных курсов (далее КСК) в параллели 7-х классов.

КСК – это обязательные курсы по выбору обучающихся на ступени основного общего образования из части учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса образовательного учреждения, обеспечивающие пространство личного образовательного выбора обучающегося. Краткосрочные курсы являются элементом основной образовательной программы основной школы.

Краткосрочные курсы по выбору в основной школе характеризуются следующими отличительными признаками:

— содержание курса не совпадает с содержанием учебных программ по предметам учебного плана, оно  представляет собой педагогически адаптированный социальный опыт или адаптированные к возрасту обучающихся элементы профессиональной деятельности;

— время реализации курса – четверть, (продолжительность 8 часов);

— организация занятий происходит в деятельностном режиме: большую часть времени на курсе обучающиеся осуществляют самостоятельную практическую деятельность;

— курсы носят продуктивный характер: ориентация обучающихся на создание по результатам освоения КCК образовательного продукта, в результате чего обеспечивается развитие универсальных учебных действий, осваиваются различные виды деятельности, изучаются объекты культуры и природы (к образовательным продуктам, созданным учащимися на КСК, относятся материальные объекты — тексты, видеоматериалы, произведения детского творчества и др. —  и процессы — спектакли, выступления);

Объектом оценивания КСК является образовательный продукт, созданный обучающимся лично, либо в составе группы. В процессе освоения КСК образовательный продукт подлежит оценке на основании заранее предъявленных обучающемуся критериев.

Метапредметные языковые практики в формате КСК направлены на  формирование следующих метапредметных компетенций:

— публичное выступление (умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации),

— смысловое чтение (поиск информации и понимание прочитанного, преобразование и интерпретация информации, ее оценка),

— учебное сотрудничество (умение работать в команде).

По каждому из данных трех направлений школа предлагает учащимся два или три КСК на разных языках. Например, «Сказочный занавес» (продукт – театральная постановка на немецком языке); «Сделай это сам» (продукт – изготовление блюд английской кухни); «Мир без границ» (продукт – словарь иностранных слов); «Гид по Франции» (продукт – рассказ о достопримечательностях Франции на французском языке).

Выбор КСК сопровождается тьютором, который актуализирует образовательные потребности учащихся, помогает совершить выбор курса, отрефлексировать полученный на курсах личностный образовательный результат. Учащиеся получают возможность 1 раз в четверть выбрать один из предложенных КСК. Таким образом, в течение учебного года ученик может пройти 4 языковых практики в формате КСК.

Программу КСК разрабатывает педагог или привлеченные социальные партнеры. Например, языковые центры, носители языка, школы – партнеры.

Внутри каждого курса осуществляется мониторинг метапредметных результатов. Он основан на разработанных преподавателем критериях и системе оценивания в баллах. По окончании курса проводится образовательное событие – презентация продукта, полученного в ходе обучения.

Значимыми результатами внедрения данной модели считаем следующее:

— иностранный язык становится средством формирования у учащихся  метапредметных компетенций;

— у учащихся появляется возможность создания  личностно значимого продукта на иностранном языке;

— учащиеся получают опыт выбора и осмысления своей образовательной траектории;

— повышается мотивация к изучению иностранных языков.

Для педагогов, работающих в этой модели, появляется повод выйти за рамки учебного предмета, решать педагогические задачи, которые не всегда возможно решить в рамках урока, повысить свои профессиональные компетенции.

А отсутствие отметок, личностный выбор ученика, атмосфера творчества на занятии, конкретность образовательного результата и быстрота его получения помогают сделать процесс обучения легким, непринужденным, интересным и поэтому более эффективным.

Баннер portfolioperm.ru

Баннер doshkolka.rybakovfond.ru

Архив
Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Мар    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930