Современные образовательные технологии на уроках и тьюторских часах

Мехоношина Мария Олеговна

учитель истории и обществознания

МАОУ «СОШ № 22 с углубленным

изучением иностранных языков» г. Перми

 

Современные образовательные технологии на уроках и тьюторских часах

 

Современное образование подталкивает нас постоянно развиваться, искать новые формы сотрудничества на уроках. Одной из таких форм взаимодействия учителя и учеников, учеников между собой, являются технологии воркшоп.

В основе ФГОС лежит системно — деятельностный подход. Сейчас одной из задач современной школы становится не вложить в головы современных школьников готовые знания, а научить приемам, позволяющим им самостоятельно искать информацию и активно включаться в творческую, исследовательскую деятельность. В связи с этим актуальным становится внедрение в процесс обучения таких технологий, которые позволяют ученику учиться и развиваться самостоятельно.

Давно доказано психологами, что люди лучше усваивают то, что обсуждают с другими, а лучше всего помнят то, что объясняют другим. Поэтому технологии «workshop» идеально вписываются в современные стандарты.

Воркшоп в переводе с английского слова «workshop» – цех, мастерская. В воркшопе ведущий, учитель или мастер не является главной фигурой, как, к примеру, на уроке или занятии. В воркшпе все равны, все учат друг друга. Главным является взаимное обогащение.

Чем же воркшоп отличается от других групповых форм взаимодействия? Технологии воркшоп сейчас популярны, но пока, не в образовании, а больше в бизнесе. Почему же так поучается? Чаще всего в процессе образования коллективная работа предполагает некую деятельность учеников при помощи учителя. А воркшоп предполагает взаимодействие всех участников друг с другом. Комфортная атмосфера и результативность создаются эффектом группового взаимодействия[1]. Ключевая цель воркшопа — получение индивидуального решения индивидуальных задач каждого его участника, что идеально вписывается в ФГОС. Ведущий в воркшопе это модератор, роль которого значительно меньше, чем роль его участников. Минимум теории или даже полное ее отсутствие при условии максимума практики — вот главное правило качественного воркшопа.

Каждый участник вокршопа сам ответственен за результат, так как сам ставит для себя личные задачи и старается их выполнить. Процесс обучения основан на личных переживаниях и полученном опыте каждого из участников.

Как и с чего начать подготовку к такому занятию? Для вас несколько простых шагов.

Совет № 1 «Тема». Учитель или тьютор должен сам определиться с темой и задачами занятия. Тема может быть выбрана вместе с аудиторией или предложена организатором. Но! Участники воркшопа сами определяют его цели для себя и несут ответственность за их реализацию.

Совет №2 «Мотивация». Тема должны быть актуальной для всех участников, поэтому нужно настроить аудиторию таким образом, что б каждый участник группы смог найти себя в этой теме. Что б она стала близкой для каждого.

Совет № 3 «Комфорт и обстановка» Всем участникам должно быть комфортно работать друг с другом. В воркшопе не бывает слушателей и наблюдателей. Может быть только активное вовлечение участников и их взаимодействие. Идеальная рабочая группа 10 человек. Взаимодействие должно проходить FASE TO FASE, то есть каждый участник должен видеть всех остальных. Никто не должен остаться в тени.

Совет № 4 «Ведущий и его роль». Роль ведущего меньше роли участников. Ведущий-модератор, «ночной сторож», задающий правила игры и обеспечивающий порядок. Воркшоп – это min или полное отсутствие теории + max практики[2]. Вот правило качественного воркшопа.

Совет №5 «Итоги». Обязателен публичный обмен опытом, результатами работы группы, достижениями.

Совет № 7. «Реализация проекта» Каждый участник несет личную ответственность за реализацию проекта. Результативность воркшопа — вклад каждого в общее дело

Что касается моего опыта, то я использую технологии воркшоп на тьюторских часах, практических занятиях, уроках, классных часах или даже при проведении родительских собраний. Вот некоторые примеры из моего личного опыта.

Хочу привести несколько примеров применения этих технологий в своей практике. Тьюторская встреча с целью отработать новую форму ведения группового тьюторила WORKSHOP (Мастерская). Я предложила ребятам из 7 класса самим спроектировать завершающее по итогам 1 четверти, в таком формате, что б им самим было интересно взаимодействовать друг с другом. В итоге, проект «Веселые игры» был реализован ребятами, так как каждый из ребят был заинтересован в создании события, нес ответственность за реализацию и за итоги проекта. Во время рефлексии ребята подтвердили, что такая форма взаимодействия была для них интересной и необычной.

На родительском собрании родителям 8 классов было предложено поделиться на группы в связи с той темой, которую они хотели бы обсудить и разрешить.

Хотелось бы подробнее остановиться на данном мероприятии. Родители являются заказчиками образования, поэтому их мнение для нас является важным. Родители были приглашены в актовый зал, где им было предложено обсудить в группе наиболее актуальный в данный момент вопрос. Были предложены следующие вопросы: «Как повысить мотивацию ребенка к учебе», «Ребенок и проблемы вредных привычек», «Как выбрать профессию», «Проблемы переходного возраста». Для обсуждения группам предлагалось в течение 10 минут обсудить интересующий вопрос и потом выступить со своими предложениями и идеями. Участники других групп могли задавать уточняющие вопросы. В итоге занятия была проведена рефлексия.

На классных часах любой из нас сталкивался с неимоверным количеством проектов, в которых должен принять участие класс. Технологи воркшоп и тут могут нам помочь.

И, конечно же, на уроках я часто использую эти технологии, предлагая ребятам что-то обсудить, выполнить проект или подготовить устное выступление. Такой «мозговой штурм» активно включает каждого ребенка в урок и делает материал значимым и близким для него.

В завершение хотелось бы сказать, что технологии вокршоп посты в использовании, удобны и прекрасно вписываются в направления современного образования и ФГОС.

1) А может КОВОРКИНГнем и поВОРКШОПим?/С. Должникова // Образовательная галактика Intel- Режим доступа: WWW/ URL: https://edugalaxy.intel.ru/?automodule=blog&blogid=31566&showentry=10657.

2) «Воркшоп» — что это и зачем он нужен? / Л.Албердина//fb.ru/- Режим доступа: WWW/ URL: http://fb.ru/article/139709/vorkshop—chto-eto-i-zachem-on-nujen.

[1] «Воркшоп» — что это и зачем он нужен? / Л.Албердина//fb.ru/- Режим доступа: WWW/ URL: http://fb.ru/article/139709/vorkshop—chto-eto-i-zachem-on-nujen.

[2] А может КОВОРКИНГнем и поВОРКШОПим?/С. Должникова // Образовательная галактика Intel- Режим доступа: WWW/ URL: https://edugalaxy.intel.ru/?automodule=blog&blogid=31566&showentry=10657.

Баннер portfolioperm.ru

Баннер doshkolka.rybakovfond.ru

Архив
Май 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Апр    
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031