Современный урок: от целеполагания к рефлексии

Федеральные государственные образовательные стандарты определили новые требования к «выпускнику общеобразовательной школы». Формирование универсальный учебных действий, разнообразных компетенций возможно при разработке уроков нового типа. Системно-деятельностный подход является на сегодняшний день одним из самых перспективных для планирования «новых» уроков. В современной литературе выделяется четыре урока в рамках системно-деятельностного подхода:

  1. Уроки «открытия» нового знания
  2. Уроки рефлексии
  3. Уроки систематизации знаний (общеметодологической направленности)
  4. Уроки развивающего контроля[1]

Одним из самых сложных для разработки является урок общеметодологической направленности, состоящий из следующих этапов:

Мотивация;

Актуализация и подготовка мышления учащихся;

Целеполагание контроля. Работа с опорой для контроля навыков;

Контроль;

Самоконтроль;

Самооценка;

Рефлексия деятельности;

Согласование оценок.

Подготовку к уроку данного типа можно облегчить, пользуясь набором правил и приемов для каждого этапа. Ниже предлагается набор приемов для каждого этапа урока.

Этап мотивации.

Анализ большого количества уроков, позволил составить список наиболее частых приемов мотивации, кратко его можно представить следующим образом (для удобства список приемов представлен на карточках, которые можно разрезать и составить для себя «конструктор урока»:

 

Карточка N 1

 

Проблемный вопрос

 

Карточка N 8

«Задеть за живое»

 

 

Карточка N 2

 

Фильм, сюжет, ролик…

 

 

Карточка N 9

 

Шоковая ситуация

 

 

Карточка N 3

 

Оценка друзей-товарищей

 

Карточка N 10

 

Интрига (что будет в итоге)?

 

 

Карточка N 4

 

Материальный предмет (посмотрите-потрогайте)

 

 

Карточка N 11

 

«Зависим друг от друга»

 

 

Карточка N 5

 

«Смена групп»

 

Карточка N 12

 

У каждых своих роль…

 

 

Карточка N 6

 

Мозговой штурм

 

 

Карточка N 13

 

Твоя оценка — самооценка

 

Карточка N 7

 

Договор «учитель-класс»

 

 

Карточка N 14

 

Ситуация успеха

Карточка №15

 

 Ученик – льготник…

Если получится, то…

Карточка №16

 

Учитель весь в эмоциях…

Карточка №17

 

«Это очень важно для жизни»

 

 

Карточка №18

 

Конкурс + награда

 

Карточка №19

 

Оцени себя сам

 

Карточка №20

 

Заслуженная награда

Карточка №21

 

 

Интернет ВАМ в помощь

 

 

Карточка №22

 

Творческий подход

Этап актуализации знаний предназначен для того, чтобы учащиеся оперативно вспомнили всю информацию, изученную по определенному разделу.

Один из простых приемов актуализации знаний является игра «Согласен — не согласен». Учащимся предлагаются утверждения, среди которых необходимой выявить верные и ложные, например,

— Хаммурапи – известный греческий царь (утверждение неверное);

— Петр I умер в 1725 году (утверждение верное);

— Природа подчинила себе общество (утверждение неверное);

— За преступление наступает уголовная ответственность (утверждение верное);

— Правоспособность начинается с 14 лет (утверждение неверное).

Еще одним приемом является прием «ложная альтернатива» (учащимся предлагаются утверждения, среди которых нет верных, для того, чтобы дать верный ответ, необходимо вспомнить изученный вариант), например,

Когда была принята конституция РФ: в 1995 или в 2003? (в 1993 году)

Определение термина «оферта» содержится в трудовом или семейном кодексе? (в гражданском)

Когда в России отменили смертную казнь: в 19 или в 20 веке? (введен мораторий на смертную казнь).

В современных условиях несложно использовать прием «экспресс-тестирования», примером может тест по теме «реформы Александра III», созданный на платформе wordpress.com: https://masterklass0203blog.wordpress.com/. Для актуализации знаний также широко используется прием «ментальная карта» — вариант визуализации всего изученного материала.

Этап целеполагания. На этапе целеполагания учитель должен учитывать, что цель должна быть сформулирована учащимися, а также она должна соответствовать нескольким правилам. Цель должна быть конкретной, достижимой, описывать реальный результат, быть побудительной.  Приемы целеполагания условно делятся на визуальные (исключение из нескольких вариантов, домысливание, анализ визуального ряда и т.д.) и аудиальные (прослушивание песни, подводящий диалог и т. д.) В тех случаях, когда недостаточно времени на уроке для формулирования цели можно использовать простые приемы, например, «собери предложение»: значение изучить Петра реформ (изучить значение реформ Петра). Также не затратным по времени является прием «исключение»:

Классификация правонарушений;

Виды проступков;

Виды преступлений. (О чем еще не говорили? Какая общая связующая нить есть между этими темами?)

Этап развивающего контроля. Цель данного этапа — сравнение с эталоном. На данном этапе используются короткие контрольные работы, проверка работ одноклассника. Возможна подготовка буклета с экспресс-контролем.

Приемом, позволяющим контролировать внимание учащихся является прием «тест с подвохом». Учащимся предлагается короткий тест, после которого будут показаны ответы. В ответах к тесту должна содержаться ошибка. Если дети замечают ошибку или не соглашаются с ответами, то для учителя это является сигналом об усвоении учащимися материала.

Этап самооценки. На этапе самооценки задача учащихся объективно оценить усвоение ими материала. В разных классах могут быть использованы визуальные отображения самооценки (поднятые вверх пальцы, стикеры разных цветов, значки) и аудиальные приемы (кодовое слово, обозначающее конкретную оценку и т. д.)

Этапе рефлексии. При планировании данного этапа учителю нужно определиться с тем, какой вид рефлексии необходимо провести: рефлексию изученного материала или эмоциональную рефлексию. На сегодняшний момент существует большое количество приемов рефлексии. К эмоциональной рефлексии относятся: смайлики настроения, выбор ключевого слова урока из предложенного списка, цепочка пожеланий (учащиеся передают знаковый для класса предмет, проговаривая друг другу пожелания) и т. д. Более сложной является рефлексия изученного материала. Для разнообразия данного этапа можно использовать прием «чемодан, мясорубка, корзина». Учащимся предлагается вспомнить все изученное на уроке и расположить в три группы: чемодан (то, что обязательно нужно взять с собой), мясорубка (то, что еще предстоит переработать) и корзина (то, что нужно выбросить).

Еще одним несложным приемом является прием «плюс, минус, интересно». Стоит обратить внимание, что смысл рефлексии в данном случае, прежде всего, заключается в том, чтобы учащиеся еще раз вспомнили о том, что было изучено на уроке.

Планирование уроков общеметодологической направленности является непростой задачей. Однако, если подготовить для себя набор приемов, то планирование уроков будет занимать значительно меньше времени.

Горошенкина Е.А., учитель истории и обществознании МАОУ «СОШ №27» г.Перми

[1]          Хуторской В.А. Системно-деятельностный подход в обучении: научно-методической пособие. М.,2012.

Баннер portfolioperm.ru

Баннер doshkolka.rybakovfond.ru

Архив
Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Мар    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930