Эффективные практики внедрения финансовой грамотности в общеобразовательных учреждениях города Перми
24 апреля на «круглом столе» в рамках заседания городского методического объединения учителей экономики и финансовой грамотности обсудили наиболее эффективные практики внедрения финансовой грамотности в общеобразовательных учреждениях города Перми и Пермского края.
Результаты исследования, проведенного Аналитическим центром НАФИ совместно с Российским микрофинансовым центром и Фондом Citi в январе-феврале 2019 года, говорят о том, что 44% россиян испытывают потребность в повышении уровня знаний и навыков в финансовой сфере, и в этом вопросе 38% респондентов возлагают ответственность на государственные образовательные учреждения. В этом учебном году школьники города Перми и Пермского края начали изучать финансовую грамотность в новом качестве — как элемент обязательных предметов: обществознания, литературы, права, математики. В рамках Проекта были разработаны образовательные программы и учебные материалы для школы, и, надеемся, что в начале следующего учебного года регионы получат экземпляры учебно-методических комплектов.
Наталья Жукова руководитель Центра ММЦ по финансовой грамотности СО и СПО, рассказала учителям, как финансовая грамотность будет встроена в учебные программы современных школьников:
— Как новые практики повышения финансовой грамотности будут встраиваться в уже работающие давно и стабильно программы по этим предметам и предусмотрены какие-то курсы по переподготовке педагогов по этим предметам с акцентом на элементы финансовой грамотности?
— К внедрению в систему школьного образования тематики финансовой грамотности есть несколько подходов. Первый – вводить ее в качестве отдельного предмета, что пока не совсем оптимально, так как часто ведутся разговоры о перегруженности детей и чрезвычайной насыщенности школьной программы. Поэтому Минфин России выбрал два других варианта.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» позволяет школам самостоятельно выбирать курсы и программы для внеурочной деятельности и факультативов. Это дает возможность вводить курсы финансовой грамотности, но за рамками обязательной программы. Каждая школа, регион, муниципалитет вправе решить это сами. Для этого есть учебно-методический потенциал: создано 17 комплектов по финансовой грамотности для разных возрастов. Кроме того, в Перми проводится большая работа по внедрению элементов финансовой грамотности в федеральные государственные образовательные стандарты. По предмету «обществознание» такая работа уже проведена, поэтому УМК (учебно-методические комплексы) будут актуальны для всех школьников 8–9 классов и учителей обществознания. Помимо обществознания, специальные тематические модули подготовлены для таких школьных предметов, как: экономика, право, основы безопасности и жизнедеятельности (ОБЖ), английский язык, география и математика. Готовятся к выходу модули для истории и информатики.
В ходе Проекта разработаны образовательные программы, учебные материалы для школы со 2-го по 11-й класс.
Учителя Юлия Александровна Анчуткина и Наталия Петровна Тугучева представили результаты участия пермских школьников в XIV Всероссийской Олимпиаде по финансовой грамотности, финансовому рынку и защите прав потребителей финансовых услуг для старшеклассников:
№ |
ФИО
|
статус |
учитель |
Учебное
|
1 |
Звягина
|
победитель |
Анчуткина
|
МБОУ
|
2 |
Безусова
|
победитель |
||
3 |
Павлецова
|
победитель |
Чиж
|
МАОУ
|
4 |
Байдина
|
призер |
Юдина
|
МБОУ
|
5 |
Ефимова
|
призер |
Онищук
|
МАОУ
|
6 |
Кочева
|
призер |
Тугучева
|
МАОУ
|
Шестеро школьников из Пермского края стали победителями конкурса «Учимся финансовой грамоте на ошибках и успехах литературных героев» разных номинациях.
- В номинации «Сочинение» Максименко Виолетта (8 класс) получила диплом III степени, а Гладких Денис (8 класс) был награжден специальным призом за убедительную аргументацию.
- В номинации «Свободная литературная форма» три семиклассника получили призовые места: Микрюкова Мария – диплом II степени, Гром Станислав, Тукачев Никита – дипломы III степени.
- В номинации «Изобразительное искусство» Пескова Карина (7 класс) получила специальный приз за оригинальную идею.
На Всероссийской олимпиаде по экономике – 2019 делегация Пермского края получила пять призовых мест. Руководил делегацией Василий Владимирович Ведерников, заместитель декана факультета довузовской подготовки НИУ ВШЭ – Пермь, член жюри и куратор учебно-тренировочных сборов по подготовке к заключительному туру Всероссийской олимпиады школьников по экономике.
Члены делегации Пермского края:
- Михаил Сивак, 9 класс школы №146, Пермь – призер
- Данил Лядов, 11 класс гимназии №17, Пермь – призер
- Александр Луценко, 10 класс гимназии №1, Пермь
- Глеб Леготкин, 10 класс гимназии №17, Пермь – призер
- Герман Курочкин, 11 класс гимназии №17, Пермь
- Алексей Кудринский, 11 класс школы №146, Пермь – призер
- Александр Гагарин, 10 класс гимназии №17, Пермь – призер
Василий Ведерников, руководитель делегации, рассказал на заседании ГМО, об особенностях олимпиады этого года:
«Состязание было довольно непростым. Она из причин – подавляющее число участников заключительного тура из Москвы (128 из 286 участников), которые имеют гораздо более широкие возможности по подготовке к олимпиаде. Плюс некоторые задания значительно выходят за рамки школьной программы. Но, несмотря на это, мы составили им хорошую конкуренцию. Очень ценные советы дал Владимир Иванов, который прочитал лекцию во время олимпиады о том, чего не хватает в школьном курсе экономики. Думаю, эту информацию нужно воспринимать как сигнал о том, к чему нужно готовиться в следующем году».
Елена Чиж, руководитель ГМО учителей экономики и финансовой грамотности, поблагодарила коллег за интересные уроки, познавательные внеклассные мероприятия и конкурсы, которые были проведены в этом учебном году.