Современные приемы подготовки ЕГЭ по обществознанию (блок «Экономика»)
Современные приемы подготовки ЕГЭ по обществознанию (блок «Экономика»)
О.Л. Чеклецова, учитель экономики
МБОУ «СОШ №42» г.Перми
ЕГЭ по обществознанию – один из самых популярных предметов по выбору в 11 классе. Однако, успешная сдача данного экзамена подразумевает не только хорошие предметные знания, но и сформированные метапредметные умения. Представленные приемы являются апробированными на профильных занятиях по подготовке к ЕГЭ по обществознанию в 10-11 классах. Данные приемы являются результативными в случае постоянного применения на уроках.
- Копилка фактов
№ | Название факта/события | Тезисное описание | Экономические понятия или темы | Источник и дата |
В начале каждого урока учащиеся делятся новостью недели. Новость может быть оформлена в виде таблицы, а может быть представлена в виде отдельной карточки. Таким образом, за два года ученики:
- Составят картотеку фактов по разным темам
- Расширять свои обществоведческие знания
- Смогут свободнее чувствовать при составлении аргументов в эссе (Часть 2)
2.Экономический словарь
№ | Термин | Иллюстрация | Определение |
Словарь ведется учащимися на протяжении изучения всего курса экономики. Самое главное, что определения не выписываются из тетради, а формулируются своими словами. Иллюстрация – способ зафиксировать зрительный образ термина, который увеличивает вероятность присвоения данного понятия учеником.
3.Игра «Объяснялки»
В конце темы учитель готовит карточки со терминами по теме. Может быть несколько вариантов: одна карточка – одно слово или одна карточка – набор слов.
За ограниченное количество времени ученик должен объяснить своими словами о каком термине идет речь, а задача класса – угадать, какое понятие загадано.
Если в карточке несколько понятий, то можно организовать соревнование, кто сможет за ограниченное время объяснить большее количество понятий.
- Построение блок-схемы для написания эссе
Учащимся перед написанием эссе предлагается составить блок-схему своих рассуждений. Опираясь на «скелет» эссе, учащимся легче красиво и четко оформить собственные мысли.
- Техника «RAFT»
Еще один прием для более детального подхода к написанию эссе.
Учащимся по выбранной теме предлагается создать письмо в соответствии с данной техникой.
Role (Роль – от чьего лица)
Audience (Адресат)
Format (Формат)
Topic (Тема)
Как правило, тема (а лучше проблемная ситуация) у всех одинакова. Возможен вариант, когда учащиеся совместно с учителем создают перечень возможных ролей, кто может высказать свое мнение по данной проблеме или теме. А далее каждый создает свое обращение.
- Кубик заданий
Для применения данного приема необходим кубик с подписанными гранями:
- Сделай вывод…
- Чем различаются…
- Объясни причину…
- Приведи пример…
- Вспомни факт…
- Почему…
Далее учащиеся могут хаотично перекидывать кубик друг другу. Тот ученик, у кого он оказался в руках, бросает его на грань и составляет задание по теме или разделу, которое начинается с выпавшей на грани формулировки.
Учитель может сформировать из составленных ребятами зачетную работу или попросить ребят сразу выполнять предложенные ими же самими задания.
Данные приемы позволяют в системе осуществлять подготовку учащихся к сдаче ЕГЭ по обществознанию. Процесс подготовки носит не формальный характер, а становится интересным лично для каждого ребенка, что повышает внутреннюю мотивацию к изучению предмета.