Базовые площадки по реализации образовательной программы «Теремок». Промежуточные итоги
С начала учебного года городские базовые площадки продолжают деятельность по реализации инновационной образовательной программы «Теремок» для детей раннего возраста.
С 17 ноября по 20 декабря 2021 г. проводился анализ условий для реализации образовательной программы «Теремок» для детей раннего возраста. Мониторинг осуществлялся по следующим направлениям:
- анализ кадровых условий;
- наличие учебно-методического комплекта к программе «Теремок»;
- организация развивающей предметно-пространственной среды (соответствие ФГОС ДО, отражение специфики программы).
Мониторинг показал, что работа по внедрению образовательной программы «Теремок» для детей раннего возраста ведется целенаправленно и систематически. В ДОУ функционируют рабочие или проблемные группы. С целью сопровождения педагогов проводятся консультации, семинары, мастер-классы, взаимопосещения и другие формы работы.
Педагоги совместно с методистами разрабатывают дидактические игры (ДОУ «Академика, «Гардарика», «Глобус», ДОУ №23, 268, 352, 403, 417, 418, 161), перспективные планы по конструированию (ДОУ «Академика, «Глобус»), мониторинг (ДОУ «Академика»). Развивающая предметно-пространственная среда во всех ДОУ соответствует принципам ФГОС ДО, отражена специфики программы «Теремок».
На высоком уровне организован педагогический процесс с учетом тематического принципа. В РППС представлены различные дидактические материалы в соответствии с перспективным планом к образовательной программе «Теремок»: тематические альбомы, игрушки, макеты, дидактические и наглядные пособия и др.
В ДОУ «Детский сад «Академика» для родителей представлены наглядные модели развивающей среды, где указана тема и весь перечень объектов в среде для реализации поставленных задач в соответствии с темой. Такая информация знакомит родителей с содержанием образовательной деятельности, стимулирует их для активного включения в образовательный процесс и обеспечивает целенаправленное планирование образовательной деятельности с детьми.
Очевиден творческий подход в работе по отражению бренда или приоритетного направления можно отметить в ДОУ «Академика, «Глобус», ДОУ №352, ДОУ №418.
Как положительный факт можно отметить, что на базовых площадках достаточно внимания уделяется развитию сюжетно-отобразительной игры: стационарные модули для игр в «семью», «больницу», «парикмахерскую», достаточное количество атрибутов и игрушек, тематические альбомы и др. (ДОУ №23 «Академика»). В соответствии со спецификой программы есть куклы-пеланашки.
Педагогические коллективы проявляют творчество в создании условий для сенсо-моторного развития детей раннего возраста. Много разработано авторских пособий, в том числе совместно с родителями (бизиборды, сенсорные скатерти, сенсорные кубы, разнообразные дидактические игры).
В МАДОУ «Детский сад «Глобус» создана сенсорная комната, где представлено самое разнообразное оборудование, интересные педагогические находки педагогов, что способствует эффективному сенсомоторному развитию каждого ребенка.
МАДОУ «Детский сад №352» и МАДОУ «Детский сад «Академика» преобразуют условия для двигательной активности. Широко используется мягкие модули, находят применение балансиры, устанавливаются спортивные комплексы и др.
В МАДОУ «Детский сад «Глобус», МАДОУ «Детский сад №418», МАДОУ «ЦРР — детский сад №161», МАДОУ «ЦРР — детский сад №23» в большом разнообразии представлено нестандартное оборудование.
Дети раннего возраста с большой радостью открывают наш мир, поэтому столь важно создать оптимальные условия для познавательно-исследовательской деятельности, что и делают базовые площадки (например, в ДОУ №418 «Академика»).
Как проблема, для познавательно-исследовательской деятельности и для конструирования-нецелесообразно выставлено для самостоятельной деятельности детей огромное количество оборудования, что затрудняет целенаправленную деятельность детей, больше способствует манипулированию.
В ходе мониторинга состоялось собеседование с воспитателями и кураторами базовых площадок. В результате собеседования определено проблемное поле и перспективы работы.
Как результат: четыре городских базовых площадки (МАДОУ «Детский сад «Академика», МАДОУ «Детский сад «Глобус», МАДОУ «Детский сад №352», МАДОУ «Детский сад №418») получили статус Федеральных инновационных площадок, организованных ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования». Коллективы этих дошкольных образовательных учреждений участвуют в вебинарах, конкурсах.
Есть первые результаты:
- МАДОУ «Детский сад №352» г.Перми получил диплом за 1 место на Всероссийском марафоне лучших педагогических практик дошкольного образования «Умный город». Номинация «Территория успеха»
- МАДОУ «Детский сад «Глобус» г.Перми – сертификат участника на в номинация: «Ясли – это серьезно»
Работа городских базовых площадок продолжается. Некоторые детские сады войдут в состав краевой стажировочной площадки для обучения и сопровождения педагогов, работающих на группах раннего возраста.
В преддверии Нового года хочется всем пожелать новых достижений и открытий! Всем вдохновения, здоровья и благополучия!
О.В. Вискова, методист МАОУ ДПО «ЦРСО» г.Перми