Читательская грамотность как основа успешности выпускников
26 ноября 2021 г. состоялось заседание городской проблемной группы учителей русского языка и литературы совместно с учителями математики по теме «Читательская грамотность как основа успешности выпускников (обучение чтению предметных текстов)».
Первой выступила Баяндина Галина Федоровна, руководитель городской проблемной группы учителей русского языка и литературы. Она озвучила цели и задачи заседания ГПГ, отметила, что важность функциональной грамотности, в частности смыслового чтения, огромна не только для гуманитарных, но и для других предметов.
Обучение приемам работы с текстом приобретает надпредметный характер. Текст на всех школьных предметах должен стать полноправным объектом изучения как максимально информативная единица языка и речи. Это диктуется не только и не столько требованиями ОГЭ и ЕГЭ, сколько реальной речевой практикой.
Возникла необходимость систематизировать информацию о формировании читательской грамотности, обобщить опыт работы педагогов по данной теме, определить значимость читательской грамотности для успешности ученика в образовательном пространстве. Галина Федоровна поделилась своим опытом по формированию читательской грамотности с учителями на примере заданий из КИМов ОГЭ по математике, предложила варианты использования различных форм обучения приемам работы с текстом.
Далее на семинаре выступили учителя русского языка и литературы МАОУ «Гимназия №5» г.Перми, поделились опытом. Учитель русского языка и литературы МАОУ «Гимназия 5» Одинцова Юлия Александровна представила смысловое чтение как процесс перевода смысла текста в деятельную форму закрепления, показав работу с видеотекстом как коммуникативно-речевым заданием. Симпатова Валерия Евгеньевна поделилась мобильным инструментарием, теми сайтами и приложениями, которые она использует для повышения грамотности учащихся. Далее Баяндина Галина Федоровна проанализировала новое 1 задание в КИМах ЕГЭ по русскому языку, показав возможности работы с текстом на основе стилистического анализа и речевых особенностей для эффективной подготовки к выполнению этого задания на экзамене.
Завершили семинар обсуждением плана работы городской проблемной группы учителей русского языка и литературы г. Перми в 2021-2022 учебном году, выявили проблемы, возникшие при подготовке к ВПР, ОГЭ и ЕГЭ.