«ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ НЕГРАМОТНОСТЬ – БИЧ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА»

16 февраля в  школе №91 Индустриального района прошёл  семинар «Формирование функциональной грамотности в урочной и внеурочной деятельности» для учителей русского языка и литературы.

Термин «функциональная грамотность» был введен в 1957 г. ЮНЕСКО наряду с понятиями «грамотность» и «минимальная грамотность». Функциональная грамотность – это набор умений и навыков, обеспечивающих человеку полноценное участие в жизни общества. А так ли важно владеть функциональной грамотностью? ВОЗ включила функциональную грамотность в список из 12 показателей, характеризующих здоровье нации. Функциональная грамотность является залогом успешного экономического, политического развития страны, ее безопасности, конкурентоспособности. Функциональной грамотности школьников посвящены международные исследования с 2000 года. Многие территории, в том числе Пермь, проводят в 2016-2017 учебном году собственные муниципальные исследования функциональной грамотности школьников.

Педагогические коллективы района работают над этой темой.  В рамках семинара учителя МАОУ «СОШ №108» презентовали школьный педагогический проект «Формирование функциональной грамотности учащихся». Меркушева Татьяна Леонидовна, руководитель проекта,   рассказала о целях и  задачах проекта. Её коллеги, разработчики проекта,   познакомили слушателей со своей работой в рамках его реализации.

Интересным оказался опыт Пупырева Сергея Ивановича, учителя истории школы №108, который рассказал о системе работы по теме «Формирование электоральной грамотности учащихся на уроках истории и обществознания». А Перетягин Артем Андреевич, учитель истории  МАОУ « СОШ №108», выступил с презентацией по теме «Кроссенс как прием достижения планируемых результатов в формировании исторической грамотности». Слово «кроссенс» означает  «пересечение смыслов». Главная задача учащихся — объяснить кроссенс, т.е. составить рассказ, ассоциативную цепочку, посредством взаимосвязи изображений. Изображения  расположены  таким образом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу несколько. Применение кроссенса на уроке возможно при изучении нового материала на этапах   формулирования темы урока, определения  проблемной ситуации;  эффективно использование кроссенса при закреплении и обобщении изученного материала, а также  в качестве творческого домашнего задания.

Поделилась своим опытом по формированию функциональной грамотности на уроках литературы и Лопатина Татьяна Николаевна, учитель русского языка и литературы 108школы. Тема её работы: «Модуль анализа эпизода художественного произведения как средство формирования функциональной грамотности».  Т.Н. Лопатина подробно рассказала о разработанном модуле анализа эпизода на примере рассказа Л.Н. Толстого «После бала». Структуру предложенного модуля можно использовать при анализе и других художественных текстов.

Задача школьного учителя стимулировать познавательный интерес учащихся к наукам через жизненно необходимую потребность в функциональной грамотности.  Участники семинара посетили 3 урока русского языка, посмотрели, как на практике педагоги создают условия формирования функциональной грамотности на предметном содержании.  На уроке русского языка в 7 классе  по теме « Характеристика человека» (учитель русого языка и литературы 91-й школы Ю.О.Фуртаева) ребята познакомились с требованиями к характеристике человека. Ученики преобразовывали словесный текст в кластер, заполняли таблицы по материалам статей. Умение «видеть» текст нужно было применить, выполняя задание: «найдите положительные и отрицательные черты человека». Задание вызвало у некоторых учеников затруднение, что ещё раз доказало необходимость работы по развитию функционального чтения на уроках  по всем школьным предметам.

Е.В. Вольф (учитель школы №91) провела урок русского языка в 9 классе по теме «Применение официально-делового стиля речи на практике». Ребята познакомились с требованиями к оформлению официально-деловых документов,  таких,  как  заявление, доверенность, апелляция, автобиография, объяснительная и т.д.  Ученики анализировали примеры документов, находили отступления от требований, редактировали предложенные   и составляли свои тексты документов.

На интегрированном уроке «Учимся спорить»  учитель русского языка и литературы СОШ №91 Исобчук Е. К.  использовала различные приёмы работы с текстом. Это универсальные приёмы, которые ученикам нужно использовать при работе с любым словесным текстом, художественным, публицистическим, научно-популярным.  8-классники рассуждали о том, что такое спор, говорили о правилах ведения спора. Информацию о правилах ведения спора ученики «добывали» самостоятельно, анализируя предложенные учителем тексты. Ребятам нужно было сопоставить тексты с разными позициями авторов и сформулировать свою точку зрения и аргументировать её.

Разговор на семинаре получился содержательным. Отзывы участников семинара об уроках и представленном опыте работы самые высокие. Учителя подчеркнули необходимость продолжения работы ГПГ филологов  по теме  семинара.

Баннер portfolioperm.ru

Баннер doshkolka.rybakovfond.ru

Архив
Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Мар    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930