Технологии формирования гражданской идентичности личности школьников в урочной и внеурочной деятельности
14 февраля 2019 г. в МАОУ «СОШ №74» г.Перми, в рамках заседания городского методического объединения учителей истории и обществознания, состоялся методический семинар «Технологии формирования гражданской идентичности личности школьников в урочной и внеурочной деятельности».
Семинар направлен на актуализацию проблем патриотического и гражданского воспитания учащихся в условиях современной школы. Семинар собрал инициативных и творческих учителей, разделяющих точку зрения К.Д. Ушинского: “Как нет человека без самолюбия, – так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…”
Открыли семинар творческие выступления учащихся 5 и 7 классов, воспевающие красоту и величие России, ответственность подрастающего поколения за её судьбу. В приветственном слове участникам семинара директор школы, Почетный работник общего образования Татьяна Николаевна Полыгалова отметила, что в школе работает музей гражданско-патриотического воспитания, открытый в 2014 году. На базе школьного музея реализуются образовательные проекты, с которыми учащиеся школы выступили в текущем учебном году на IX Всероссийском Горчаковском форуме школьных проектов «Школьный музей – музей участия» и II краевом конкурсе «Форум музеев ОУ Пермского края».
Заместитель директора по воспитательной работе Светлана Александровна Баранцова охарактеризовала коммуникативные, игровые и социально-деятельностные технологии формирования гражданской идентичности школьников, используемые педагогами школы во внеурочной деятельности, привела критерии сформированности гражданской идентичности личности в соответствии с компонентами, составляющими это понятие: когнитивно-смысловой, эмоционально-ценностной, деятельностной.
В практической части семинара были представлены различные формы внеурочной деятельности учащихся, направленной на формирование нравственных ценностей, норм поведения и развитие познавательного интереса к истории родного края.
Первоклассники под руководством учителя Инги Владимировны Коршуновой в рамках образовательной программы «Маленький пермяк» знакомились с известными людьми Пермского края в прошлом и настоящем, а также размышляли о том, какую пользу они могут принести родному краю.
Учащиеся вторых классов, занимающиеся в фольклорном ансамбле «Исток» под руководством педагога дополнительного образования ДК «Электрон» Надежды Валентиновны Глазыриной стали участниками игры «Что нам стоит дом построить?». В ходе интерактивной игры второклассники познакомились с правилами строительства нового дома на Руси и с народными традициями новоселья.
Руководитель школьной службы примирения и классный руководитель 3В класса Ирина Александровна Дубинина пригласила своих учащихся на классный час «Все мы такие разные». Через игровые задания и упражнения третьеклассники осмысляли понятия толерантности в отношениях между людьми и ответственного поведения, предупреждающего конфликтные ситуации.
Для учащихся 8Б класса актив школьного музея под руководством заместителя директора по воспитательной работе Светланы Александровны Баранцовой проводил образовательный квест «История Мотовилихи в истории моей страны». Знакомство восьмиклассников с историческими фактами происходило через решение познавательных задач по таким предметным областям как математика, физика, история.
Заместитель директора по УВР Ольга Валентиновна Мишенкова отметила, что содержание формирования гражданственности обучающихся реализуется и в рамках предметных образовательных программ. Урочная деятельность дает возможность школьнику получить гражданские знания, являющиеся основой для формирования гражданских убеждений, которые, в свою очередь, побуждают школьников действовать в соответствии с усвоенными гражданскими нормами и ценностями. Из учебных курсов для формирования гражданской идентичности необходимым ресурсом обладают в первую очередь предметы гуманитарного цикла: история, обществознание, литература, мировая художественная культура, основы религиозной и светской этики. Для развития ученической мотивации и для более надежного осмысления и усвоения информации, учителями используются технологии системно-деятельностного подхода: проблемный диалог, технология критического мышления, проектная деятельность. Именно эти технологии продемонстрировали учителя, пригласившие участников семинара на открытые учебные занятия.
Учитель начальных классов Надежда Васильевна Першина организовала знакомство учащихся 2Б класса с атрибутами Российской Федерации через решение проектной задачи «Создание классного уголка с Государственной символикой РФ» в рамках предмета Окружающий мир.
Учащиеся 9А класса под руководством учителя географии Галины Леонидовны Старковой работали над созданием географического образа части территории нашей страны – Центральной России. В рамках темы «Население Центральной России» они описывали этнические, национальные и культурные корни русского народа, населяющего эту территорию.
Необычный урок состоялся в 7В классе. Учитель литературы Ольга Александровна Кузнецова и учитель истории Марина Юрьевна Пушкина пригласили учащихся на интегрированный урок, посвященный описанию исторического явления опричнины средствами литературного и художественного творчества. В ходе урока учащиеся осмысливали отражение исторических событий эпохи Ивана IV Грозного в балладах русского поэта А.К. Толстого.
Урок литературы в 11 классе по теме: «Литературный процесс 1930-1950 годов. Рассказ П.С. Романова «Хорошие люди», погрузил учащихся в размышления над морально-психологическими проблемами поведения людей в обычных условиях и в состоянии тотального страха и инстинкта самосохранения. При анализе текста литературного произведения учитель Наталья Борисовна Степанова подвела учащихся к обсуждению проблем стыда и совести, душевных сил и слабости духа литературных героев, что способствовало развитию чувственно-эмоциональной сферы учащихся.
Таким образом, в урочной деятельности школьники приобретали знания и овладевали способами их применения в решении практических задач. На основе предметных знаний они учились различными способами получать информацию из разных источников, анализировать её и критически осмысливать, опираясь на полученные результаты, определять собственную позицию и высказывать собственную точку зрения.
При подведении итогов семинара отмечалось, что педагогами школы представлен разнообразный и содержательный опыт реализации гражданско-патриотического воспитания учащихся средствами урочной и внеурочной деятельности. Участие в работе семинара оказалось полезным и гостям, и учителям школы, так как анализ представленных учебных занятий способствовал разрешению профессиональных затруднений педагогов в части определения методов, приемов, форм работы, направленных на формирование гражданской идентичности обучающихся, и формирования представлений о технологическом процессе создания информационного продукта гражданской тематики.