Развитие творческого потенциала обучающихся с особыми образовательными потребностями в условиях общеобразовательной школы

Детская жизнь — не абстракция, это –

жизнь отдельных детей. Существует

лишь одно реальное биологическое проявление:

 живущий индивид; и воспитание должно

иметь объектом отдельных индивидов,

наблюдаемых по одиночке.

Мария Монтессори «Дом ребенка.

 Метод научной педагогики» 

13 декабря 2017 года в рамках городского методического объединения «Реализация идеи инклюзивного образования в рамках общеобразовательной школы» на базе МАОУ Средняя общеобразовательная школа №47» г.Перми прошел семинар «Развитие творческого потенциала обучающихся с особыми образовательными потребностями в условиях общеобразовательной школы. Семинар был организован совместно с ФГБОУ «ПГГПУ» и стал презентационной площадкой Всероссийского (с международным участием) форума «Открытый мир: объединяем усилия».

В ходе работы семинара прошло пленарное заседание, в начале которого всех собравшихся поприветствовал депутат Пермской городской Думы Бурдин Олег Аркадьевич.  На пленарном заседании прозвучали выступления Тверской О.Н., кандидата педагогических наук, доцента, заведующей кафедрой логопедии ФГБОУ «ПГГПУ», учителя –логопеда высшей категории «Особенности развития творческого потенциала детей с особыми образовательными потребностями», директора школы Дубровиной И.Л. «Управленческий аспект сопровождения инклюзивных практик в условиях общеобразовательной школы», Лучниковой Е.В., руководителя службы тьюторского сопровождения «Тьюторское сопровождение как практика индивидуализации при обучении детей с ОВЗ в общеобразовательной школе».

Кроме того, на пленарном заседании был представлен проект «Группа интенсивного сопровождения (ГИС) «Успешный старт», о котором хочется рассказать подобнее.

В настоящее время в нашей стране наблюдается тенденция увеличения количества детей, не справляющихся со школьной программой, так как число детей с недостатками развития и неблагополучным состоянием здоровья среди новорожденных составляет 85%. По данным Министерства образования Российской Федерации «среди детей, поступающих в первый класс, свыше 60% относятся к категории риска школьной, соматической и психофизической дезадаптации».  Дети этой категории составляют значительную часть стойко неуспевающих в начальных классах общеобразовательных школ. По данным Роспотребнадзора на сентябрь 2017 года здоровых детей только 12%.

Переход ребенка-дошкольника в школьную образовательную среду – это переход его в иное культурное пространство, в другую возрастную категорию и социальную ситуацию развития. Обеспечение успешности этого перехода зависит, на наш взгляд, от готовности ребенка к школе (эмоциональной, интеллектуальной, социальной, физической и психологической), а также от готовности к конструктивному взаимодействию дошкольного учреждения, школы и родителей.

Психологическая готовность к школьному обучению – это многокомплексное явление, при поступлении детей в школу часто выявляется недостаточная сформированность какого-либо одного компонента психологической готовности. Это ведет к затруднению или нарушению адаптации ребенка в школе. В условиях общеобразовательного класса такие ученики тихо и незаметно присутствуют на уроках, или наоборот, пытаясь себя чем-то занять, активно развлекают класс, привлекая к себе внимание. Если на начальном этапе не сформировать важные для дальнейшего обучения компоненты готовности к школе, то впоследствии ученик не сможет успешно обучаться.

В нынешнем учебном году в нашей школе на уровне начального общего образования обучаются 4% детей с установленным статусом ОВЗ, 85 % детей группы норма и 11% детей – это дети, которые имеют академическую задолженность, имеют повышенный уровень школьной дезадаптации, но у которых не установлен статус ребенка с ОВЗ. Они нуждаются в специальной помощи и особых условиях обучения, что не соотносится с 79 статьей закона «Об образовании в РФ». Такие дети есть в каждой ОО, на них не выделяется дополнительное финансирование, и дополнительная коррекционно-развивающая работа с ними не ведется. От грамотной, научно-обоснованной деятельности педагогического коллектива зависит в какую группу попадут дети: в группу норма или дети со статусом ОВЗ (ЗПР). При этом мы должны понимать, что при превышении 10% количества детей с ОВЗ в ОО наступает так называемая формальная инклюзия. Это ситуация, когда к совместному обучению не готов никто из участников образовательных отношений.

Решая задачу сохранения равновесия экологического пространства инклюзивного образования, мы создали административный управленческий проект «Группа интенсивного сопровождения «Успешный старт» при поддержке Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета.

Что же такое «группа интенсивного сопровождения»?  «Успешный старт» —  это группа детей, испытывающих сложности в школьной адаптации в условиях обычного общеобразовательного класса.  Группа формируется из учащихся первого класса, потому что анализ готовности первоклассников к обучению в школе выявил увеличение показателя низкого уровня «школьной зрелости» за последние четыре года на 5 %.

Для успешной деятельности ГИС «Успешный старт» нами был разработан механизм реализации проекта.  На основании входной диагностики и заявления родителей ребёнок с низкой стартовой готовностью или испытывающий трудности в обучении зачисляется в ГИС. Максимальная наполняемость — 12 человек. Ученики объединяются в группу, где начинают обучение по математике и литературному чтению в специально организованном пространстве, кроме этого проводятся индивидуально-групповые коррекционно-развивающие занятия, остальные предметы изучаются в общеобразовательном классе. Работу в группе проводят специально подготовленные кадры, прошедшие курсы по нейропсихологии и имеющие специальное психологическое образование.

Для нормального функционирования Группы интенсивного сопровождения необходимо было соблюсти ряд условий:

  • организация специального пространства для обучающихся, испытывающих трудности в обучении;
  • организация специального режима обучения;
  • организация специального рабочего места, обучающегося;
  • организация рабочего места учителя;
  • наличие технических средств обучения и оборудования, ориентированных на удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся, испытывающих трудности в освоении общеобразовательных программ;
  • наличие специальных дидактических материалов.

В чем состоит уникальность ГИС:

— доступность для всех учащихся параллели в течение всего срока обучения на уровне начального общего образования;

— использование специальных технологий А.М.Кушнира, В.В.Воскобовича, Е.Н.Потаповой, О.В.Джежелей и других;

-это открытая группа. Не ограничено количество входов и выходов для конкретного ребенка. По итогам первой четверти 2 ребенка повысили свой стартовый потенциал и выведены в общеобразовательный класс, и что немаловажно, 2 ребенка зачислены в группу в ноябре в связи с выявлением в первой четверти низкого уровня школьной адаптации;

-срок реализации проекта на весь период обучения на уровне НОО, что позволяет максимальному количеству детей повысить уровень школьной зрелости, компенсировать медленный темп усвоения программы;

— решение проблемы доверия родителей к образовательной организации, родители осознанно приходят к определению образовательного маршрута ученика, готовы принять своего ребенка и при необходимости своевременно обратиться в ПМПК;

-и самое главное – этот проект возможно реализовать в любой ОО города.

Реализация образовательной модели «Группа интенсивного сопровождения» позволит рассмотреть и проанализировать круг вопросов обучения учащихся, имеющих трудности в обучении и не имеющих заключения ПМПК, среди которых создание эффективных моделей обучения детей, испытывающих трудности в обучении; разработка и апробация эффективной диагностики индивидуальных возможностей, потребностей и достижений обучающихся.

После пленарного заседания гостям были предложены мастерклассы педагогов, работающих в ГИС:

  • Отработка вычислительных навыков в пределах первого десятка на уроках математики в ГИС «Успешный старт». (Зорина Нина Александровна, учитель начальных классов 1 категории);
  • Использование игровых технологий В.В.Воскобовича в условиях работы ГИС «Успешный старт». (Зайцева Александра Николаевна, учитель-логопед);
  • Песко-терапия как способ развития и самотерапии детей с ОВЗ и в рамках ГИС «Успешный старт». (Рахматуллина Алла Александровна, учитель начальных классов высшей категории).

В рамках семинара прошли мастер-классы и других педагогов, на которых были представлены технологии и методы работы с учащимися, имеющими особые образовательные потребности.

Во время подведения итогов участники семинара, среди которых были представители не только школ города, но и из городов и районов Пермского края, выразили готовность продолжить сотрудничество с нашей школой.

Боброва Л.В.,

заместитель директора

МАОУ «СОШ №47» г.Перми по инноватике,

руководитель ГМО

«Реализация идеи инклюзивного

образования в рамках

общеобразовательной школы»

ПП11_С1_4ПП11_С1_2ПП11_С1_3ПП11_С2_4

Баннер portfolioperm.ru

Баннер doshkolka.rybakovfond.ru

Архив
Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Мар    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930