Развивающая среда в инклюзивном образовании
Одним из главных принципов, направлений воспитательного процесса в школе является воспитание толерантного к особенностям других людей человека. Но для решения этого вопроса необходимо, чтобы педагоги, работающие в современной школе, сами были готовы к принятию «особых» детей, владели необходимыми для работы методами и приемами.
Вопросам подготовки педагогов к включению детей с ОВЗ в среду нормотипичных сверстников посвящено городское методическое объединение «Реализация идеи инклюзивного образования в условиях общеобразовательной школы», работающее в нашем городе с 2017 года.
Приближается конец 2018-2019 учебного года, время подводить итоги. Вот и последнее в этом учебном году заседание нашего методического объединения, которое прошло 17 апреля 2019 года, было посвящено тому, что педагоги города, делились с коллегами своим опытом в вопросах создания инклюзивной образовательной среды в своих образовательных учреждениях.
Началось заседание с выступления необычных, но очень важных и интересных гостей — Никоновой Галины Николаевны, учредителя и координатора ПКОО «Счастье жить» и Моисеевой Елены Викторовны, руководителя проекта «Библиотека возможностей», учителя-логопеда, Монтессори-педагога. Они рассказали о системе поддержки детей-инвалидов и их семей на опыте общественной организации «Счастье жить».
Учителя начальных классов МАОУ «СОШ №47» Рахматуллина Алла Александровна и Круглова Татьяна Юрьевна провели для собравшихся мастер-класс «Организация развивающей предметно-пространственной среды для детей с ОВЗ».
Эстрельа Мансебо Светлана Константиновна, учитель начальных классов МАОУ «СОШ №44», рассказала о необходимости использования психогимнастики в работе с детьми с особыми образовательными потребностями и показала несколько упражнений.
Большой проблемой в работе с обучающимися с ОВЗ является развитие у них познавательной мотивации, положительного отношения к учению. Своим опытом в решении этого вопроса поделилась Скворок Ольга Владимировна, учитель начальных классов МАОУ «СОШ №124».
Очень важно современному учителю владеть методиками работы с детьми с разными нозологиями. Опыт использования средств визуальной поддержки при работе с ТНР у детей с ОВЗ, использование мнемотехники и опорных таблиц при работе с текстом Васевой Ольгой Владимировной, учителя начальных классов МАОУ «Лицей №5», пригодится для работы не только с детьми с тяжелыми речевыми нарушениями, но и с учащимися, имеющими проблемы с запоминанием.
Очень важный вопрос инклюзивного образования, не только образовательная, но и социальная интеграция детей с ОВЗ. И одним из рычагов этой интеграции является трудовое воспитание и профориентация. Опыту работы по данным направлениям свои выступления посвятили Худякова Светлана Валентиновна, заместитель директора по работе с детьми с ОВЗ, и Федечкина Людмила Владимировна, учитель коррекционного класса МАОУ «Техно-Школа им. В.П.Савиных».
Все выступления получили высокую оценку собравшихся. Рахмангулова Венера Рудольфовна, методист МАОУ ДПО «Центр развития системы образования» г. Перми, подводя итог, отметила важность той работы, которую проводят в своих образовательных организациях участники городского методического объединения для создания в школах города инклюзивной образовательной среды.