Несколько советов по организации уголков уединения в группе детского сада
О.В. Вискова, методист «ЦРСО» г. Перми, педагог-психолог МАДОУ «ЦРР- детский сад № 269г. Перми», Петикова О. И, воспитатель МАДОУ «Детский сад № 369» г. Перми
Одним из важнейших принципов построения развивающей предметно — пространственной среды является принцип вариативности, который предполагает: наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.) Какую роль играет уголок уединения в пространстве группы? Как сделать уголок уединения насыщенным и востребованным детьми? На эти и другие вопросы нам предстоит ответить.
Несомненно, благодаря уголку для отдыха и уединения у ребенка появляется:
- возможность уединиться и расслабиться;
- устранить беспокойство;
- сбросить излишки напряжения;
- пополнить запас энергии;
- почувствовать себя защищённым и др.
Изготовить уголок уединения можно в виде палатки, шатра, или отделить ширмой часть спокойной зоны.
Для оборудования можно использовать мягкую мебель, а можно обойтись мягкими подушками, которые дети могут сделать вместе с мамами дома.
Материал для уголка подбирается с учётом его основного назначения. Условно его можно разделить на 4 группы.
Первая — объекты для отдыха
Это могут быть предметы, которые ребенку близки, к которым он испытывает теплые чувства.
- Психологи рекомендуют положить фотоальбомы с семейными фотографиями или электронную рамку, куда закачиваются фото с совместных мероприятий с родителями.
- Ребёнок может, рассмотреть интересную книгу, почитать или просто помечтать.
- Здесь могут быть предметы, которые выразить личные переживания — это любимая игрушка, игра.
Вторая группа — объекты для релаксации.
Издавна известно, что вода обладает умиротворяющим свойством, поэтому,
шумовой водопад может занять достойное место в вашем уголке. В уголке уединения ребёнок может послушать аудиозапись с расслабляющей музыкой или посмотреть видео ролик (шум воды, пение птиц, шелест листьев, дуновение ветра и т.д.), может порисовать на песке, полепить, используя кинетический песок.
Четвертая группа объектов для саморегуляции.
Специалисты уверяют, что душевное состояние зависит от нас самих и находится буквально на кончиках наших пальцев: лишая себя прикосновений, недодавая коже ощущений, мы отказываем себе в удовольствии лишний раз порадоваться, почувствовать себя увереннее, избавиться от тревоги. С этой целью можно использовать следующие предметы:
- различные массажные шарики, шнуровки;
- тактильные мешочки;
- сухой бассейн из песка;
- наборы декоративных камешков и ракушек (перебирать, удивляться, выкладывать узоры);
- корзинка с клубочками разноцветных ниток.
Здесь уместны предметы для снятия гнева:
- «коврик злости» — самодельный коврик, на котором дети могут потоптаться;
- ведерко гнева и раздражения «Спрячь всё плохое», куда дети выбрасывают всю свою «злость и обиду» (сжав предварительно кулачки, имитируя бросок или бумагу);
- пластилин для размазывания;
- мишени;
- мешочки с крупой для метания, что является одним из приемов выражения агрессии;
- набор бумаги для разрывания и т.д.
Объекты для изменения настроения
- оправдывают себя «Мешочки настроения»;
- прекрасно дети используют маленькие зеркала (покорчить рожицы для поднятия настроения);
- можно сделать подборку альбомов с шуточными картинками.
- подобрать видео «Позитив» и т. д.
Содержимое уголка необходимо периодически обновлять.
Таким образом, реализуя принцип вариативности, мы реализуем право
ребенка на уединение и отдых, создаем комфортные условия пребывания детей в детском саду.