Наблюдение как форма организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста

Ичетовкина Наталья Витальевна, воспитатель МАДОУ «Детский сад № 296» г. Перми, участник творческой группы ГМО «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста»

Важная роль наблюдения как метода познания в дошкольном возрасте определяется особенностями детского восприятия и мышления. Накопление дошкольниками информации, сенсорного, коммуникативного, исследовательского опыта происходит прежде всего в ходе непосредственного восприятия различных явлений и объектов рукотворного мира, природы и социума.

Основными инструментами, способами восприятия являются манипулирование, рассматривание и наблюдение, а итогами — представления (образы воспринятого) и опыт взаимодействия с окружающим миром.

Рассматривание и наблюдение построены на визуальном контакте ребенка с неким явлением или объектом, не предполагают их преобразования, изменения свойств. Наблюдение – форма организации познавательно-исследовательской деятельности, основанная на целенаправленном, планомерном, более или менее длительном восприятии человеком предметов и явлений окружающего мира, в ходе которого он получает знания о внешних сторонах, свойствах и отношениях изучаемых объектов.

Наблюдение в дошкольном возрасте решает следующие задачи:

— получение знаний о внешних сторонах, свойствах и отношениях изучаемых объектов;

— развитие у дошкольников наблюдательности, познавательных потребностей;

— начальное освоение наблюдения как метода научного познания;

— приобретение первичного опыта изучения с помощью наблюдения различных объектов.

С помощью наблюдения можно выявить не только характерные черты внешнего строения, но и особенности жизнедеятельности, взаимосвязи и взаимозависимости, изменения объекта со временем и т.д. Но это все справедливо только в том случае, если наблюдение организовано правильно, и имеет определенную структуру:

Структура деятельности наблюдения как метода познавательно-исследовательской деятельности:

  1. Целеполагание (узнать….)

Оптимальным является возникновение цели из познавательных потребностей детей, а не навязывание педагогом. Роль педагога в том, чтобы актуализировать познавательные потребности детей, помочь сформулировать на их основе цель наблюдения. Мотивом для познавательной деятельности могут быть интригующий вопрос, игровая ситуация, подражание старшим детям, взрослым, эмоциональный отклик на действия или слова взрослых. Цель и задачи должны быть поставлены четко и корректно. Во всех случаях задача должна иметь познавательный характер, заставлять ребенка думать в ходе наблюдения, вспоминать, искать ответ на поставленный вопрос.

  1. Выбор объекта наблюдения (на что смотреть)
  2. Процесс наблюдения (я вижу..)
  3. Фиксация результатов наблюдения (что я узнал)

Это может быть рассказ детей, зарисовка. Представления, полученные в результате наблюдений, должны закрепляться, уточняться, обобщаться и систематизироваться с помощью других методов и форм работы (чтение книги, рисование, лепка, календари природы, беседа).

  1. Выводы, подведение итогов

Главным результатом наблюдения как метода познания становится достижение цели, нахождение ответа на поставленный вопрос. Ценность представляет как само совершенное детьми открытие, так и возможности его дальнейшего применения в познании, труде, повседневной жизни.

В педагогическом процессе применяются следующие виды наблюдений:

  1. Распознающее наблюдение — используется для формирования у детей представлений о разнообразии объектов живой и неживой природы, выявления их особенностей, признаков, качеств, характерных действий. Это относительно кратковременное наблюдение, позволяющее как бы сделать фотоснимок, выявить состояние объекта в определенный момент.
  2. Длительное наблюдение — проводится с целью выявления особенностей роста и развития растений, ознакомления с сезонными изменениями в живой и неживой природе, с жизненными циклами растений и животных. Чтобы отследить происходящие изменения, организуется серия наблюдений, по итогам каждого этапа фиксируются результаты: выполняются рисунки, схемы, создаются модели, делаются фотографии. Это позволяет выявить произошедшие перемены, на основе последовательности рисунков составить рассказ.
  3. Сравнительное наблюдение — В поле зрения детей оказывается 2–3 объекта, которые необходимо сравнить. Как и при организации распознающего наблюдения, может иметь место единичное обращение. Например, выявление различий в поведении разных насекомых в дождь. Может быть организовано длительное наблюдение с целью сравнения: например, особенностей развития аналогичных растений в разных условиях, темпов развития разных растений.
  4. Дедуктивное наблюдение — обладая достаточными знаниями об окружающем мире, умением выявлять элементарные причинно-следственные связи, старшие дошкольники под руководством взрослого могут по отдельным фрагментам восстановить картину недавних событий, выявить источник или причину наблюдаемых явлений.Например, определить по следам, какое животное их оставило, как оно передвигалось, в какую сторону. Или определить, где источник солнечных зайчиков.
  5. Наблюдение изнутри — наблюдатель является участником наблюдаемых событий, социальных явлений.

Возможны различные формы организации наблюдения: при использовании раздаточного материала работа может проводиться фронтально; в ходе прогулок, экскурсий наблюдение чаще организуется с подгруппами воспитанников; в ходе организации выполнения трудовых поручений, в уголке природы целесообразно проводить наблюдение индивидуально или парами. Вне зависимости от количества воспитанников, участвующих в наблюдении, числа изучаемых объектов необходимо ставить познавательные задачи перед каждым ребенком. Важно, чтобы все дети имели возможность совершить собственное открытие, проявить себя, получить некий образовательный результат.

Специфика организации наблюдения в разных возрастных группах определяется особенностями психических процессов, уровнем развития познавательной деятельности.

Младшая группа. В этом возрасте дети готовы рассматривать яркий, движущийся объект, ими руководит интерес к жизнедеятельности животных. В этот период наблюдение еще не может осознанно использоваться ребенком как способ познания, его основные задачи — формирование у детей познавательного интереса, воспитание эмпатии к живым существам, предоставление возможности пообщаться с животными, проявить свои эмоции, чувства, отношение, рассказать о своих впечатлениях. Также необходимо формировать у воспитанников представления о том, какое поведение недопустимо по отношению к животным.К концу учебного года дети уже могут по итогам рассматривания или распознающего наблюдения ответить на вопросы педагога, назвать характерные признаки и действия объекта наблюдения, сравнить два объекта.

Средняя группа. Дети пятого года жизни учатся принимать задачу наблюдения, поставленную воспитателем, могут сконцентрировать внимание на любом объекте, распределить его между двумя объектами, на элементарном уровне с опорой на вопросы педагога сравнить их. В этом возрасте могут быть организованы длительные наблюдения, формирующие представления о развитии животных и растений, особенностях их жизнедеятельности в разные сезоны, о взаимосвязях в природе. Активно осуществляется опора на личный опыт детей. Дошкольники 4–5 лет могут с опорой на систематизирующие вопросы педагога передать основные итоги в речи.

В средней группе важны не только впечатления воспитанников, но и собственно познавательные результаты наблюдений. Дошкольники 4–5 лет могут с опорой на систематизирующие вопросы педагога передать основные итоги в речи. Акцент делается на выборе наиболее точных понятий для обозначения признаков и действий объекта наблюдения, на речевых конструкциях, передающих результаты сравнения объектов, на выделении признаков различия и сходства.

В работе с детьми 3-5 лет педагог учит детей действовать по определенному плану.

Старшая группа. Дети шестого года способны не только принимать сформулированную взрослым задачу наблюдения, но и самостоятельно ставить ее, намечать элементарный план наблюдения и следовать ему. С большой долей самостоятельности старшие дошкольники выбирают и используют известные им способы наблюдения, подводят итоги. Появляется способность рассматривать объект не отдельно, а в системе его связей с окружающим миром: место и среда обитания, приспособление к окружающей среде. Большое внимание необходимо уделять формированию умения устанавливать связи между внешним видом животного, его образом жизни и средой обитания. Задачей педагога становится помощь детям в случае затруднений вопросами, идеями, обеспечение полноты и точности восприятия изучаемых объектов и явлений, подведение воспитанников к самостоятельным выводам, организация применения полученных знаний, умений, опыта в различных видах деятельности.

Подготовительная группа. Основными задачами наблюдения становятся формирование элементарных обобщенных понятий, подведение дошкольников к пониманию определенных закономерностей, существующих в природе, в обществе, воспитание самостоятельности, настойчивости, целеустремленности, развитие мотивации познавательно-исследовательской деятельности. Педагогу необходимо выбрать материал, способствующий систематизации и обобщению знаний, помогающий видеть в объектах и явлениях природы существенные признаки, выявить общие закономерности. Изучение отобранного содержания должно осуществляться детьми самостоятельно в соответствии с общей структурой исследовательской деятельности: формулировка цели, составление плана, его реализация, подведение итогов наблюдения.

Таким образом, в старшем дошкольном возрасте наблюдение используется как адаптированный научный метод познания. Важно отметить, что постановка достаточно серьезных познавательных задач не должна исключать живого общения детей с природой, получения в процессе наблюдения эстетических впечатлений. Эффекты, характерные для младшего возраста, у детей 6–7 лет должны дополняться радостью от совершенных открытий, любования не только красотой, но и мудростью природы

В старшем дошкольном возрасте педагог учит детей самостоятельно составлять план наблюдения, решения учебной задачи. В подготовительной группе план составляется с учетом необходимости соблюдения правил безопасного для человека и природы поведения.

Решение актуальнейших задач дошкольного образования сопряжено с переходом от сообщения информации к погружению детей в определенные ситуации. Ситуативный подход позволяет формировать совокупность таких компонентов субъектного опыта, необходимых и достаточных для становления субъектности, как ценностный и операциональный опыт, опыт рефлексии.

Таким образом, организация наблюдений предполагает включение данного метода познания в определенные образовательные ситуации, которые должны быть сконструированы особым образом. Педагогу необходимо сформулировать не только задачи передачи знаний, но также:

  • определить вид личностного опыта, который должны приобрести дети;
  • осуществить выбор личностно значимых содержания и форм работы, способных заинтересовать воспитанников, побудить их к принятию цели деятельности, поиску путей ее достижения;
  • выявить мотивационные основы всей предстоящей работы и отдельных ее этапов, мотивы включения в деятельность отдельных детей;
  • установить способы приобретения дошкольниками соответствующего опыта, логику организации взаимодействия участников образовательного процесса, способов самореализации для каждого ребенка и взрослого, тактику оказания помощи в «открытии» себя в определенных видах деятельности.

Структурной основой образовательной ситуации и мотивационной основой познавательно-исследовательской деятельности дошкольников должна стать познавательная задача, которая содержит в себе проблему.

Стремление разрешить противоречие чаще всего становится пусковым механизмом, «включающим» детскую активность. Среди других мощных стимулов включения детей в работу, внутренних психологических источников мотивации можно выделить познавательную потребность, стремление помочь персонажу (или другому человеку), интерес к способу действия, потребность в самовыражении и самореализации, в самопознании и саморазвитии, в социальном признании.

Таким образом, при конструировании проблемной ситуации необходимо учитывать не только общепринятые требования к ее структуре, способам ее моделирования, не только сегодняшние задачи обучения, но и особенности, возможности, интересы и потребности детей. В этом случае результатом разрешения проблемы становятся и новые знания, навыки, компетенции, и личностные новообразования.

В основе проблемы всегда лежит некое противоречие (между привычным и новым, уровнем знаний и умений и предлагаемыми условиями, научным фактом и обыденными представлениями, требуемым результатом и объективными возможностями), столкновение с которым вызывает у дошкольников потребности его разрешить. Эта потребность становится мотивационной основой последующей работы, у детей появляется цель — неотъемлемый атрибут осознанной деятельности и самостоятельно действующего субъекта. Стремясь достигнуть возникшей в недрах его сознания цели, человек перестает быть пассивным слушателем, наблюдателем, исполнителем заданий.

Проблема должна также вбирать в себя и переносить в область интересов детей программные задачи, обеспечивать педагогу возможность решать их через то, чего хотят воспитанники (цель детей).

Алгоритм планирования наблюдения

  1. Определение цели
  2. Конкретизация содержания наблюдения
  3. Выбор объекта наблюдения
  4. Продумывание вопросов для беседы в процессе и после наблюдения
  5. Продумывание способов фиксации результатов наблюдения
  6. Формулирование вывода

Использованная литература

  1. Тимофеева Л.Л. Современные формы организации детских видов деятельности. Методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2015. – с. 26 – 101.
  2. Тимофеева Л.Л. Организация и содержание наблюдений в ДОО. //Справочник старшего воспитателя. 2015. № 6.
  3. Материалы с курсов повышения квалификации Фадеевой Е.М. «Формирование познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в условиях ФГОС ДО». Презентация.

 

Баннер portfolioperm.ru

Баннер doshkolka.rybakovfond.ru

Архив
Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Мар    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930