Мастерская полезного действия в чтении как социокультурная публичная практика работы с текстами разных форматов
Есть в Дзержинском районе образовательное учреждение, не похожее ни на одно другое в городе, – это МАОУ «Гимназия №10». Непохожесть этого образовательного учреждения в том, что на протяжении многих лет педагогический коллектив, возглавляемый директором, кандидатом педагогических наук Ириной Викторовной Груздевой, учит ребят быть умными креативными читателями. Для учеников этой гимназии чтение – это не скучное занятие, а «занятие, в котором нужно развиваться постоянно» (М.Райцес).
14 декабря 2017 г. в Гимназии в рамках Университетского округа НИУ ВШЭ прошел краевой семинар «Мастерская полезного действия в чтении как социокультурная публичная практика работы с текстами разных форматов».
Работа семинара была спланирована следующим образом:
1 блок. Опыт инноваций в Гимназии (выступление директора Гимназии Ирины Викторовны Груздевой).
2 блок. Опыт организации мастерских полезного действия в чтении: развивающий, воспитательный потенциал (выступление заместителя директора Светланы Витальевны Сурдуковской ).
3 блок. Здесь и сейчас: опыт прочтения и самопознания (представление фрагментов мастерских полезного действия по темам: «Метаморфозы» (ученики 5А класса), «Жизнь – игра?» (ученики 8А и 8Б классов), «О чем может рассказать обложка книги?» (ученики 9В класса).
Гости семинара, педагоги школ города и края, с большим воодушевлением приняли участие в работе мастерских. Особенно интересной оказалась работа по созданию обложки книги.
Следующим этапом в работе семинара были открытые уроки, проведенные учителями-филологами: Екатериной Васильевной Дружининой, Еленой Георгиевной Дульцевой, Антониной Алексеевной Селезневой.
Екатерина Васильевна Дружинина провела урок развития речи по теме «Маска слова» в 5А классе, на котором ребята познакомились с новым разделом языка – ономастикой – и на практике узнали, как возникли некоторые имена собственные. В игровой форме было проведено несколько лингвистических исследований по книге Дж. Бойна «Мальчик на вершине горы», основанных на анализе имени главного героя повести.
Урок-практикум по теме «Анатомия комментария» с опорой на книгу Е. Рудашевского «Ворон» был дан Еленой Георгиевной Дульцевой в 8а классе. Работа была связана с исследованием структуры комментария как формы вторичного текста, востребованного и в урочной, и во внеурочной деятельности. Ориентация на умение строить письменный комментарий была главной. Ученики получили отрывки из текста повести «Ворон» с выделенными в них словами, которые требовали разъяснения. Используя интернет-ресурсы и собственные знания о предмете изучения, ребята должны были за 15 минут создать презентацию, в которую вошли необходимые по структуре части комментария. Кроме этого, ребята должны были объяснить причину использования этого слова в тексте.
Урок развития речи по теме «Текст-слово-текст» провела Антонина Алексеевна Селезнева в 9 классе. Урок, проходивший после мастерской полезного действия с учетом ее содержания и результатов, помог школьникам совершить переход от современной литературы к классической. А именно, воспринять поэтический текст XIX века как близкий им. Предметом анализа был фрагмент текста Э. Барсело «Хранилище ужасных слов» и стихотворение А.С. Пушкина «Воспоминанье». На уроке были организованы следующие виды текстовой деятельности: восприятие и понимание текста, анализ средств выразительности, создание собственного текста как отклика, отзыва, размышления.
4 блок. Выступления Екатерины Васильевны Дружининой и Елены Георгиевны Дульцевой по теме «Современная проза для подростков в школе. Методические решения».
Семинар получил высокие оценки присутствующих по следующим параметрам эффективности: актуальность, образовательная и методическая ценность, новизна презентуемых технологий (практик), деятельностный характер форм и технологий, качество организации мероприятия.
«Интерес к чтению и учению появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от творческой деятельности» (В.А.Сухомлинский). Хочется пожелать коллективу Гимназии №10 продолжать работу по формированию интереса к чтению и учению.