«Деталь и подтекст как эффективные приемы изучающего чтения на уроках литературы»

             Швалова Наталья Владиславовна,

учитель русского языка и литературы МАОУ ПКШ № 1

 

Чем бы не занимался человек, какой бы профессией не владел, каким бы родом деятельности  не был увлечен — он всегда является читателем, поэтому должен не только усваивать содержание, но и находить нужную информацию, осмысливать ее и интерпретировать. Но многие из нас еще в школьные годы не сформировали в себе читательскую активность и компетентность, и, становясь взрослее, и подчас страдая от этого, нам все труднее вернуться к тому, что было пройдено бегло и не отложилось в виде умения.

Мечтой каждого учителя является ученик, который прочитал заданный параграф или литературное произведение, но не просто прочитал, а осознал прочитанное, усвоил суть, погрузился в содержание.

Исходя из вышесказанного, большой проблемой в понимании  учебного задания, в осмыслении прочитанного произведения, при  решении экзаменационных тестов ОГЭ и ЕГЭ в 9-11 классах является непонимание учеником сути задания, не восприятие какой-либо части экзаменационного задания – и это создает массу трудностей для учащегося. Становится понятным, что и не усвоение учебного материала, у подобного ученика продиктовано все теми же причинами, следствием чего является его неуспеваемость, его неуспешность и нереализованность в полной мере.

К счастью, в 2008 году в России началась реализация Национальной программы поддержки и развития чтения, то есть к данной проблеме обратились на государственном уровне. ФГОС акцентирует внимание каждого педагога на данном вопросе. В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования в п. 10 «Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования» выделено отдельным умением «смысловое чтение». И это продиктовано заботой об ученике, стремлением на заключительном этапе школьного обучения выпустить уверенного и активного человека, со сформированной читательской компетентностью и широким кругозором.

Смысловое чтение — это восприятие графически оформленной текстовой информации и ее переработка в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей. (А.А.Леонтьев)

Технология смыслового чтения направлена на формулирование собственной позиции, умения адекватно понимать собеседника (коммуникативные УУД), умения извлекать, интерпретировать, использовать текстовую информацию (познавательные УУД), умение работать по плану, алгоритму (регулятивные УУД), формулировать оценочные суждения (личностные УУД).

В работе с текстовой информацией важно учитывать ее виды.

  •  Фактуальная. Факты, события, место и время действия  (фабула). Передаётся  пересказом текста.
  • Подтекстовая. Скрытый  смысл, который  передаётся с помощью порядка слов, интонации, языковых средств  художественной изобразительности (подтекст). Пересказом не передаётся.
  • Концептуальная. Система  взглядов автора  на жизнь, его  мировоззрение  (концепт, идея, главная мысль). У разных читателей разная концептуальная  информация. (И.Гальперин)

Все эти виды важны для понимания прочитанного текста, поэтому целью учебного занятия является обучение пониманию текстовой информации, выраженной в явном и неявном – текст и подтекст. В этой технологии выделяется три этапа работы с текстом:

1 – «До» чтения (просмотровое чтение) – это мотивационный этап, целью которого является прогнозирование содержания по названию, по иллюстрациям, предвосхищение чтения (антиципация). По сути дела это знакомство с текстом перед чтением, при котором нужно вдуматься в его название, вспомнить об имеющихся сведениях об авторе произведения, попытаться предугадать содержание текста.

2 – «Во время» чтения (изучающее чтение) – это этап диалога учащегося с автором текста, в процессе чтения текста учащийся делает остановки и задает свои вопросы, прогнозирует предполагаемые ответы, проверяет свои ответы, тем самым вычитывает подтекст, интерпретирует точку зрения автора. Это период активной мыслительной работы во время чтения, период анализа и синтеза, поиск деталей, выделение главного через подчеркивание (записывание).

3 – «После» чтения (рефлексивное чтение) – это заключительный этап занятия, на котором учащийся формулирует главную мысль, при необходимости корректирует свои интерпретации авторской позиции. Важным на данном этапе является проверка того, удалось ли сформулировать идею прочитанного.

 

Просмотровое чтение Ознакомительное чтение Изучающее чтение
Цель
самое общее представление о содержании и смысле текста извлечение основной информации проникновение в смысл при помощи анализа текста
Конечный результат
решение: читать или не читать текст решение: достаточно информации или текст нужно перечитывать и анализировать Понимание всех уровней текста
Приемы
— анализ заголовка, прогнозирование темы;

— анализ подзаголовков, просмотр рисунков, схем, подписей к ним (если таковые имеются) шрифтовых и графических выделений,

— знакомство со структурой текста;

— просмотр первого и последнего абзацев текста;

— знакомство с оглавлением (если оно есть)

— чтение аннотации (если она есть)

— чтение текста по абзацам, фиксирование внимания на существительных, первом и последнем предложении каждого абзаца;

— выделение по ходу чтения значимой информации;

— расстановка по ходу чтения условных графических знаков, принятых самим читающим (например, ? — непонятно, надо вернуться; ! – интересно, важно и т.д.)

— выделение смысловых частей текста;

— прогнозирование содержания или смысла последующих частей текста при опоре на прочитанное;

— выделение ключевых слов,

— замена смысловых частей их свернутыми вариантами, эквивалентами,

— выявление деталей текста, подтекстовой информации;

— определение принадлежности текста к тому или иному функциональному стилю,

— составление вопросов проблемного характера во время и после чтения текста,

— выписки основных суждений;

— составление плана и графы-схемы, которая выявляет структуру текста и взаимосвязь отдельных его частей,

— переработка: создание вторичных текстов на основе данного;

— читательские комментарии к тексту

 

Одним из важнейших для учебной деятельности видом чтения можно считать изучающее (аналитическое) чтение. Овладение приемами этого вида чтения формирует у учащихся важнейшие коммуникативные и общеучебные умения, главное из которых самостоятельно работать с текстом, понимая смысл написанного.

Все это невозможно без глубокого проникновения в содержание текста, его осмысления, а значит, и более прочного запоминания.

Поэтому, основными признаками изучающего чтения являются:

1) Вдумчивый анализ читаемого.

2) Понимание читаемого.

3) Запоминание читаемого.

4) Создание вторичных текстов на основе прочитанного.

Изучающее чтение поможет читателю погрузиться в читаемое, обострит его воображение и фантазию, поможет представить себя действующим лицом произведения.

Основными приемами работы с текстом, используемые для изучающего чтения, являются:

*Выделение смысловых частей читаемого текста.

*Прогнозирование содержания и смысл последующих частей текста, опираясь на прочитанное.

*Выделение ключевых слов текста по ходу чтения.

*Замена смысловых частей текста их эквивалентами.

*Выделение деталей в тексте.

*Выявление подтекстовой информации, содержащейся в тексте.

*Определение принадлежности текста к конкретному функциональному стилю.

*Составление вопросов, которые имеют проблемный характер, как во время, так и после чтения текста.

*Составление суждений учащихся.

*Составление плана или графической схемы, которые помогут выявить структуру текста, а также взаимосвязь его отдельных частей.

*Переработка текста, создание нового текста на основе прочитанного.

*Составление комментария является заключительным этапом работы над текстом для изучающего чтения.

Перечисленные приемы работы с текстом являются основными, но далеко не единственными. Их использование во многом определяется опытом учителя, его желанием работать творчески и искать новые эффективные пути решения задач на уроках. Выбор определенных приемов также зависит от уровня подготовленности учащихся и их учебной мотивации.

 Повторимся: в технологии смыслового чтения существуют разные приемы изучающего чтения, остановимся на  наиболее эффективных: подтекстовая информация и деталь.

 Подтекстовая информация.

Это неявный смысл, который может не совпадать с прямым смыслом текста; скрытые ассоциации, основанные на повторе, сходстве или контрасте отдельных элементов текста; вытекает из контекста. Это особая разновидность иносказания, художественного намека. Понять «фразу с подтекстом» — это значит воспринять не только то, что сказано прямо, буквально, но и то, что автор подразумевал, о чем умолчал. Раскрытие подтекста предполагает непременное активное сотворчество читателя, раскрытие им «тайного» в тексте. То есть, читатель должен угадать картину по нескольким штрихам, направляющим его воображение, самостоятельно заполнить художественное пространство, которое автор намеренно оставил пустым.

Хемингуэй сравнивал литературное произведение с айсбергом, у которого на поверхности только одна седьмая часть, а все остальное скрыто. Но для того, чтобы читатель смог раскрыть подтекст произведения, его воображение необходимо соответствующим образом возбудить и направить. В написанном читатель должен ощущать недоговоренность смысла, а в то же время находить достаточно черт, чтобы разгадать намек правильно. Создать в своем воображении именно тот образ, на который рассчитывает писатель.

Подтекст произведения обогащает изобразительные  возможности художественного слова, позволяет полно  представить в произведении те жизненные явления, о которых невозможно говорить прямо. Именно поэтому он чаше всего необходим для изображения душевной жизни человека, для воссоздания сложных психологических состояний. Прямое называние психологических процессов часто лишает их тонкости и неповторимости.

Особенно уместно психологическое изображение с помощью подтекста в драме. В практике театра подтекст был первоначально осмыслен М. Метерлинком, затем в системе К.С. Станиславского (в постановках МХАТ пьес Чехова). Актерами подтекст раскрывается с помощью интонации, паузы мимики, жеста. Е.В. Вахтангов так объяснял актерам значение слова подтекст: «Если кто-нибудь спрашивает у вас, который час, он этот вопрос может задавать при различных обстоятельствах с различными интонациями. Тот, который спрашивает, может быть, не хочет … знать, который час, но он хочет, например, дать вам понять, что вы слишком засиделись и что уже поздно. Или, напротив, вы ждете доктора, и каждая минута… дорога… необходимо искать подтекст каждой фразы».

В японской литературе конца XIX — начала XX вв. с подтекстом связано творчество Нацумэ Сосэки и Ясунари Кавабата. Незавершенность, неопределенность, намек в японском искусстве — своего рода художественная мера. Завершенность, всякого рода конечность, ясность противоречат дао, которое «туманно и неопределенно». Поэтика традиционного искусства подчинена задаче дать почувствовать незримое. Поэтому приему ёдзё — намеку — отводится главное место как формообразующему началу.

Как говорит Судзуки: «Вам не нужно сочинять огромную поэму из сотни строк, чтобы дать выход чувству, которое появляется, когда заглядываешь в бездну. Когда же чувства достигают высшей точки, мы замолкаем»…И в этом кардинальное родство с русской литературой, полной полутонов и намеков.

Подтекст приобретает особенно большую важность для литературы XX в., когда реальность отвергается —  допустимыми признаются лишь гипотезы и версии происходящего в мире, которые отображаются через подтекст.

Если герой сам будет рассказывать нам о своем внутреннем состоянии, это чаше всего не произведет впечатления достоверности, иногда же может звучать и вовсе комично. Епиходов и Раневская в «Вишневом саде» Чехова  говорят про себя, что они страдают — это прочитывается как противоположное смыслу: они хотели бы страдать, вполне положено страдать в тех, ситуациях, в которых они находятся, но страдания в душе нет, и, душевная пустота заполняется словами, такими пустыми, что герои выглядят жалко и комично. А вот Варя говорить о своих страданиях вслух не может — это разрушило бы ее психологический облик — но за ее внешним спокойствием глубокое страдание, о котором даже больно упоминать, именно поэтому возбуждающее искреннее сочувствие.

В подтексте, особенно выражающем психологическое состояние, очень важно, чтобы авторский намек был достаточно понятен, а с другой стороны — раскрывался не слишком легко и прозаично. В равной степени плохо и когда простое состояние маскируется подтекстом, и когда смысл настолько зашифрован, что непонятно, что же вообще скрыто за намеками автора.

В любом случае, работа с подтекстовой информацией является длительным процессом, из урока в урок формирующем у учащегося понятие о работе с данным приемом изучающего чтения, работа с подтекстовой информацией не проста и требует особой подготовки как для учителя, так и для ученика. Стоит отметить также и то, что не каждое художественное произведение раскрывается через работу с подтекстовой информацией, но особенно целесообразна эта работа в анализе речи персонажей литературного произведения.

Используя этот прием на уроках литературы, нужно помнить, что подробным анализом подтекста при изучающем чтении нельзя злоупотреблять: он требует много времени, может привести к дробности восприятия, может утомить учащегося, вследствие чего школьники потеряют интерес к работе.

 

Художественная деталь.

Это выразительная подробность в произведении, несущая значительную смысловую и эмоциональную нагрузку. Художественные детали: обстановка, внешность, пейзаж, портрет, интерьер.  Нужно уметь видеть детали, понять их значение, их символический смысл, символический подтекст.

Обычно к детали относят преимущественно подробности предметные в широком понимании: подробности быта, пейзажа, портрета. Деталь, совокупность деталей «замещают» в тексте целое, вызывая у читателя нужные автору ассоциации. При этом автор рассчитывает на опыт читателя, его воображение и способность мысленно добавить недостающие элементы. Повторяясь, деталь  может стать лейтмотивом, вырасти в символ. Таким образом, картина изображенного в художественном  произведении мира складывается из  художественных деталей.

Художественные детали  подразделяют на детали бытовые, внешние и психологические. Внешние детали  (портретные, пейзажные и вещные) рисуют нам внешнее, предметное бытие людей, их наружность и среду обитания. Психологические детали рисуют нам внутренний мир человека (мысли, чувства, переживания, желания и т.п.).

Символическая же деталь имеет свои преимущества, в ней удобно выражать общее впечатление о предмете или явлении, с ее помощью хорошо улавливается общий психологический тон.

Портретная деталь.

Портретная деталь часто становится деталью-символом и  с большой ясностью передает и авторское отношение к изображаемому – таков, например, халат Обломова в романе Гончарова.

 Пейзажная деталь.

Часто фигурирует как в лирическом, так и в прозаическом произведениях. Так, например, в произведении Н.В. Гоголя «Мертвые души» немаловажными будут пейзажные детали в усадьбах каждого из помещиков, которые по максимуму будут способствовать раскрытию истинных характеров их владельцев.

Интерьерная деталь.

Человек живёт не в пустом пространстве, а в окружении других людей, природы и множества предметов.  Как пейзаж может рассказать о личности героя, складе его характера, о чувствах и настроении рассказчика, так и  описание внутреннего убранства помещения — интерьера — может дать представление о его хозяине. Достаточно вспомнить внутреннее убранство библиотеки Онегина, чтобы, несмотря на его кажущуюся холодность, разглядеть в нем человека неравнодушного и ищущего.

Вещь как деталь.

Значительна работа и с вещами героев, являющимися выразительными деталями их облика. Ответьте на вопросы, изучая произведение «Мертвые души» Н. В. Гоголя относительно облика и предметов помещика Плюшкина, и вы многое поймете об этом герое и проникните глубже в замысел автора произведения. Какие выразительные детали вы подметили в костюме Плюшкина?  Какие вещи вы увидели в доме помещика? Как они описаны? Какое впечатление произвели на вас эти описания?

Психологическая деталь.

Наиболее важная из деталей, так как она в большей степени, чем предыдущие является средством психологической характеристики героя, помогает раскрыть внутренний мир.

Непревзойденными мастерами психологической детали были и будут русские классики, особенно Л.Н. Толстой и Ф.М. Достоевский.

В романе «Преступление и наказание» читатель познает эмоции и чувства Раскольникова благодаря описанию внешности, интерьера комнаты и даже изображению города. Темный и сырой Петербург подчеркивает темноту и незрелость души Раскольникова, а его комната, маленькая, как шкаф – несостоятельность его идеи. В противоположность комната Сони, которая светла и просторна, символизирует душу ее хозяйки.

Психологизм Толстого в мастерстве художественного слова, способного передать истинные переживания героя. Романы Льва Толстого основаны на системе сложных образов, каждый из которых раскрывается посредством диалогов, мыслей, деталей. Что собой представляет психологическая деталь в произведении Толстого «Анна Каренина»? Так, например, интересными являются мысли Анны Карениной после поездки в Москву, когда, встретив мужа, она вдруг замечает неправильную форму его ушей – деталь, на которую раньше не обращала внимания, но которая подчеркивает внутреннее недовольство Анны мужем и семейной жизнью.

 

В заключение, еще раз отметим, что обучение смысловому чтению в школе предполагает прежде всего ознакомление учащихся с разными видами чтения, базовым из которых будет являться изучающее чтение с его приемами, которые помогут сформировать зрелого читателя, способного работать с книгой в самых разных жизненных ситуациях, читателя, способного к полному восприятию информации при вопросах, возникающих по разным учебным предметам и в разных сферах деятельности.

Владение приемами изучающего чтения поможет и в работе по подготовке конспектов и тезисов; поможет реализовать учащимся речевые жанры публичного выступления, такие, как доклад и сообщение, а также письменные  жанры реферата и эссе, а главное – изучающее чтение станет основой в понимании и интерпретации литературного произведения.

Баннер portfolioperm.ru

Баннер doshkolka.rybakovfond.ru

Архив
Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Мар    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930