Эффективные практики внедрения финансовой грамотности в общеобразовательных учреждениях города Перми

24 апреля на «круглом столе» в рамках заседания городского методического объединения учителей экономики и финансовой грамотности обсудили наиболее эффективные практики внедрения финансовой грамотности в общеобразовательных  учреждениях города Перми и Пермского края.

Результаты исследования, проведенного Аналитическим центром НАФИ совместно с Российским микрофинансовым центром и Фондом Citi в январе-феврале 2019 года, говорят о том, что 44% россиян испытывают потребность в повышении уровня знаний и навыков в финансовой сфере, и в этом вопросе 38% респондентов возлагают ответственность на государственные образовательные учреждения. В этом учебном году школьники города Перми и Пермского края начали изучать финансовую грамотность в новом качестве — как элемент обязательных предметов: обществознания, литературы, права, математики. В рамках Проекта были разработаны образовательные программы и учебные материалы для школы, и, надеемся, что в начале следующего учебного года регионы получат экземпляры учебно-методических комплектов.

Наталья Жукова руководитель Центра ММЦ по финансовой грамотности СО и СПО,  рассказала  учителям, как финансовая грамотность будет встроена в учебные программы современных школьников:

— Как новые практики повышения финансовой грамотности будут встраиваться в уже работающие давно и стабильно программы по этим предметам и предусмотрены какие-то курсы по переподготовке педагогов по этим предметам с акцентом на элементы финансовой грамотности?

— К внедрению в систему школьного образования тематики финансовой грамотности есть несколько подходов. Первый – вводить ее в качестве отдельного предмета, что пока не совсем оптимально, так как часто ведутся разговоры о перегруженности детей и чрезвычайной насыщенности школьной программы. Поэтому Минфин России выбрал два других варианта.

эп4Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» позволяет школам самостоятельно выбирать курсы и программы для внеурочной деятельности и факультативов. Это дает возможность вводить курсы финансовой грамотности, но за рамками обязательной программы. Каждая школа, регион, муниципалитет вправе решить это сами. Для этого есть учебно-методический потенциал: создано 17 комплектов по финансовой грамотности для разных возрастов. Кроме того, в Перми проводится большая работа по внедрению элементов финансовой грамотности в федеральные государственные образовательные стандарты. По предмету «обществознание» такая работа уже проведена, поэтому УМК (учебно-методические комплексы) будут актуальны для всех школьников 8–9 классов и учителей обществознания. Помимо обществознания, специальные тематические модули подготовлены для таких школьных предметов, как: экономика, право, основы безопасности и жизнедеятельности (ОБЖ), английский язык, география и математика. Готовятся к выходу модули для истории и информатики.

В ходе Проекта разработаны образовательные программы, учебные материалы для школы со 2-го по 11-й класс.

Учителя Юлия Александровна Анчуткина и Наталия Петровна Тугучева представили результаты участия пермских школьников в XIV Всероссийской Олимпиаде по финансовой грамотности, финансовому рынку и защите прав потребителей финансовых услуг для старшеклассников:

ФИО
призеров
олимпиады
статус
учитель
Учебное
заведение
1
Звягина
Елизавета
Сергеевна
победитель
Анчуткина
Юлия
Александровна
МБОУ
«Гимназия №17»
г.Перми
2
Безусова
Людмила
Андреевна
победитель
3
Павлецова
Юлия
Сергеевна
победитель
Чиж
Елена
Михайловна
МАОУ
«Лицей №4»
г.Перми
4
Байдина
Елена
Алексеевна
призер
Юдина
Наталия
Михайловна
МБОУ
«Частинская СОШ»
с.Частые,
Пермский край
5
Ефимова
Алена
Алексеевна
призер
Онищук
Галина
Викторовна
МАОУ
«Гимназия №31»
г.Перми
6
Кочева
Олеся
Алексеевна
призер
Тугучева
Наталия
Петровна
МАОУ
«Экономическая
школа №145»
г.Перми

Шестеро  школьников из Пермского края стали победителями конкурса «Учимся финансовой грамоте на ошибках и успехах литературных героев»  разных номинациях.

  • В номинации «Сочинение» Максименко Виолетта (8 класс) получила диплом III степени, а Гладких Денис (8 класс) был награжден специальным призом за убедительную аргументацию.
  • В номинации «Свободная литературная форма» три семиклассника получили призовые места: Микрюкова Мария – диплом II степени, Гром Станислав, Тукачев Никита – дипломы III степени.
  • В номинации «Изобразительное искусство» Пескова Карина (7 класс) получила специальный приз за оригинальную идею.

На Всероссийской олимпиаде по экономике – 2019 делегация Пермского края получила пять призовых мест. Руководил делегацией Василий Владимирович Ведерников, заместитель декана факультета довузовской подготовки НИУ ВШЭ – Пермь, член жюри и куратор учебно-тренировочных сборов по подготовке к заключительному туру Всероссийской олимпиады школьников по экономике.

Члены делегации Пермского края:

  • Михаил Сивак, 9 класс школы №146, Пермь – призер
  • Данил Лядов, 11 класс гимназии №17, Пермь – призер
  • Александр Луценко, 10 класс гимназии №1, Пермь
  • Глеб Леготкин, 10 класс гимназии №17, Пермь – призер
  • Герман Курочкин, 11 класс гимназии №17, Пермь
  • Алексей Кудринский, 11 класс школы №146, Пермь – призер
  • Александр Гагарин, 10 класс гимназии №17, Пермь – призер

Василий Ведерников, руководитель делегации, рассказал на заседании ГМО, об особенностях олимпиады этого года:

«Состязание было довольно непростым. Она из причин – подавляющее число участников заключительного тура из Москвы (128 из 286 участников), которые имеют гораздо более широкие возможности по подготовке к олимпиаде. Плюс некоторые задания значительно выходят за рамки школьной программы. Но, несмотря на это, мы составили им хорошую конкуренцию. Очень ценные советы дал Владимир Иванов, который прочитал лекцию во время олимпиады о том, чего не хватает в школьном курсе экономики. Думаю, эту информацию нужно воспринимать как сигнал о том, к чему нужно готовиться в следующем году».

Елена Чиж, руководитель ГМО учителей экономики и финансовой грамотности, поблагодарила коллег за интересные уроки, познавательные внеклассные мероприятия и конкурсы, которые были проведены в этом учебном году.

эп3эп2эп1