По материалам мастер-класса «ИСКУССТВО ПЕСКА»

Песочное рисование – удивительное рисование на песке. Дети создают неповторимые шедевры только своими руками и песком. Удивительным образом горсть песка превращается в пейзаж, звездное небо, лес, море и пр. Атмосфера чуда поддерживается соответствующим музыкальным сопровождением. Этот необычный вид искусства называется Sand-art, т.е. «искусство песка». Песок – эта та же краска, только работает по принципу «света и тени». Эта «краска» прекрасно передает все человеческие чувства, мысли и стремления.

Процесс «игры в песок» высвобождает
заблокированную энергию и активизирует
возможности самоисцеления,
заложенные в человеческой психике
К.Г.Юнг

В последнее время песочная анимация (рисование песком на стекле) прочно занимает одно из лидирующих мест в развитии творческих способностей у ребенка. Этот удивительный процесс создания картины лишь при помощи песка не оставляет никого равнодушным. Оригинальное исполнение и загадочность в создании рисунка привлекает и детей, и взрослых.

Каковы же особенности такого вида творчества?

Во-первых, это простота. Данное занятие посильно даже очень маленьким детям, которые любят рисовать руками. У ребенка, занимающегося песочной анимацией, развивается мелкая моторика, интерес, внимание и усидчивость. Необыкновенное создание образов вызывает у детей желание безудержно творить, как творят настоящие художники. В отличие от рисования на бумаге, тут не нужна резинка или резерв чистой бумаги на случай необходимости исправления ошибок. Достаточно всего лишь разровнять песок – и можно начинать.

Общение с песком (песочная анимация) как нельзя кстати подойдет детям с ОВЗ. Занимаясь данным видом творчества, ребенок с пользой тратит лишнюю энергию и успокаивается. В рисовании песком участвуют обе руки, поэтому оба полушария мозга работают. Занятия песочной анимацией развивают сенсорные ощущения. Упражнения благоприятно влияют на эмоциональное состояние ребенка. А так как процесс рисования происходит практически в темноте, с использованием лишь подсветки снизу, создается ореол загадочности, который не оставит равнодушным даже самого гиперактивного ученика.

Заниматься песочной анимацией безумно интересно и увлекательно. Картины создаются из сыпучего материала — песка. На специальном столе с подсветкой песок тонким слоем наносится на стекло и «переливается», открывая новые горизонты его возможностей. Картины плавно сменяют друг друга, сливаясь в единую линию повествования. Песочная анимация обязательно сопровождается музыкой!

Игра с песком как процесс развития самосознания ребенка и его спонтанной «самотерапии» известна с древних времен. Игры в песочнице используются педагогом в ходе индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий с учениками разного школьного возраста. Рисование песком – занятие не просто увлекательное- это открытие нового волшебного мира песочных «замков». Под чутким руководством педагога учащиеся учатся создавать как отдельные самодостаточные картины, так и целые фильмы.

Сегодня этот золотой диво-ресурс природы можно взять «на вооружение»

«РИСОВАНИЕ НА ПЕСКЕ» является мощным развивающим фактором для художественно-эстетического восприятия ученика.

И как было сказано выше, учитывая технику рисования, задействующую мелкую моторику рук, а также координацию, пластику и прочие факторы, эта техника, безусловно, является сильнейшим стимулом для общего развития ребенка.

Если вы однажды покажете ребенку, что можно рисовать на песке, он не останется безразличным. И руки вашего ученика будут творить шедевры не хуже, чем муранское стекло.

 Не верите?… Начать никогда не поздно.

Из материалов мастер-класса
«Возможности арт-терапии
для организации коррекционной работы
с обучающимися с ОВЗ» на заседании ГМО

                                                                               учитель начальных классов высшей категории
МАОУ «СОШ №47» г.Перми
Рахматуллина Алла Александровна