Познание ребенком окружающего мира через поиск ответов-рассуждений на поставленные взрослым вопросы

О.В. Вискова,
педагог-психолог» МАДОУ «ЦРР — детский сад № 269» г.Перми, методист  ЦРСО г.Перми,
                                           Н.Г. Шавшукова,
воспитатель МАДОУ «ЦРР — детский сад № 269» г.Перми

«Мир детского сознания — недалек. Он рядом, он внутри нашего взрослого мира. Он смотрит на нас глазами ребенка. Говорит нам его голосом. Выражает себя в его поступках. Когда — то он был и нашим миром. Но мы ушли, а назад пути нет. Но почему- то хочется вернуться в него…

Как же обмануть время? Как заглянуть в этот мир? Способ только один: жить, говорить, действовать с его посланниками — детьми».

                                                                                                    Е.В. Субботский

 

И мы с ними рядом. Мы помогаем им открывать этот мир. Тему «Познание ребенком окружающего мира через поиск ответов — рассуждений на поставленные взрослым вопросы», мы выбрали неслучайно.

Во-первых, наша помощь в познании ребенком окружающего мира очевидна, ведь мир не ждет пока ребенок ведомый за руку по ступенькам каналов обучения, постепенно познает его. Нет. Он с первых дней обрушивается на него в таком многообразии, которое значительно превышает его возможности объяснения. Пытаясь справиться с этим, как это называет Е.В. Субботский «паводком проблем», ребенок обращается к взрослому, к нам. Мы взрослые обогащаем представления ребенка о мире, который он не может взять в руки, потрогать, рассмотреть, но в котором он начинает жить.

Во-вторых тема актуальна, потому, что, именно в дошкольном возрасте важно пробудить живую мысль ребенка, интерес к жизни, ведь не секрет, что дошкольный возраст — сензитивный период для развития любознательности.

Альберт Эйнштейн сказал: «Сами дети любят искать, сами находить. В этом их сила. Они всегда чувствуют себя Колумбами, не устают удивляться чудесам новой для них жизни». Именно это качество мы хотели бы сберечь у детей и, основываясь на нем развить их самостоятельность и познавательную активность. Вопросам развития познавательной деятельности дошкольников в последнее время уделяется особенное внимание. Современные исследования педагогов и психологов, направленные на изучение различных аспектов обучения детей дошкольного возраста, показывают, что продуктивность интеллектуального развития детей в целом зависит не только от того, как организован процесс обучения, передача им знаний, но и от обратной связи в этом двухстороннем процессе — от позиции самого ребенка, его активности.

Идея активизации познания имеет большую историю. Еще в древние времена было известно, что умственная активность способствует лучшему запоминанию, более глубокому проникновению в суть предметов, процессов и явлений. Постановка проблемных вопросов собеседнику и его затруднения в поисках ответов на них были характерны для дискуссий Сократа, этот же прием был известен в школе Пифагора. Что же мы вкладываем в понятие «активность», «познавательная активность»? В статьях словарей, энциклопедий понятие «активность» чаще всего раскрывается через понятие «деятельность», деятельность — через активность. Личность формируется и развивается в процессе деятельности, в зависимости от отношения личности к деятельности активность может иметь разные уровни, разный характер.

Активность – это черта личности, которая проявляется в отношении человека к деятельности: состояние готовности, стремления к самостоятельной деятельности, качестве ее осуществления, выбор оптимальных путей для достижения поставленной цели.

Познавательная активность как вид социальной активности личности в психолого-педагогической литературе определяется как:

  • психическое состояние, которое выражается в настроении решать интеллектуальные задачи (Д.В. Вилькеев),
  • умственная деятельность, направленная на достижение определенного познавательного результата и как повышенная интеллектуальная ориентировочная реакция к изучаемому материалу на основе возникшей познавательной потребности (Т.И. Шамова)
  • личностное образование, которое выражает интеллектуальный отклик на процесс познания, живое участие, мыслительно-эмоциональную отзывчивость воспитанника в познавательном процессе (Г.И. Щукина).

Указанные авторами отдельные стороны познавательной активности не противоречат друг другу, а дополняют существенные стороны понятия. Объединение этих подходов происходит на утверждении, что источником познавательной активности является потребность личности в приобретении знаний, углублении имеющихся, в постижении духовной культуры общества, потребность в самовыражении, самореализации. Потребность является началом, призывающим субъект к активности.

Как одну из форм проявления познавательной активности многие авторы считают вопрос. С.Л. Рубинштейн, Н.А. Менчинская, В.А. Сухомлинский, А.И. Сорокина, Н.С. Денисенкова характеризуют детские вопросы как проявление их мыслительной, интеллектуальной активности в познании окружающего. Вопросы ребенка являются свидетельством и их речевой активности. Различные аспекты психологического функционала вопросов детей, их возрастной динамики представлены в работах Н.Б. Бабич, Д.Б. Годовиковой, Е.О. Смирновой, Н.Б. Шумаковой и других.

Первые проявления познавательной активности у детей в форме вопросов относятся к этапу раннего детства и свидетельствуют в первую очередь об эмоциональной реакции ребенка на новизну, яркость, необычность, красочность окружающих предметов и объектов. Постепенно, в процессе накопления информации об окружающем, характер вопросов меняется. Ребенок начинает направлять свои вопросы на установление связей, отношений, зависимостей между предметами и явлениями окружающей действительности, на систематизацию представлений о мире. В этой связи меняется не только качество вопросов, но и их количество. Для старших дошкольников характерны уже не единичные вопросы (как для детей раннего и младшего дошкольного возраста), а их цепочки. Это является свидетельством смены временных ситуативных познавательных проявлений на устойчивые познавательные проявления.

Серьезный теоретический анализ проблемы детских вопросов был осуществлен в отечественной психологии А.И. Сорокиной. Автором обобщен обширный материал, представленный в зарубежной научной литературе, проанализированы позиции известных ученых — Д. Локка, Дж. Селли, Ст. Холла, Ж. Пиаже в отношении классификации детских вопросов. В исследовании А.И. Сорокиной выделены три основных группы вопросов в зависимости от мотивов, побуждающих ребенка к их постановке. Вопросы первой группы обусловлены стремлением к общению, участию в деятельности; второй группы — эмоциональным переживанием; третьей группы — стремлением к овладению знаниями. Мотивы, определяющие постановку вопросов различны: вопросы, задаваемые с целью овладения правилами личного и общественного поведения, собственно познавательные вопросы, направленные на познание окружающего мира. В старшем дошкольном возрасте вопросы об окружающем обусловлены не только наглядно воспринимаемым объектом, но и желанием ребенка сопоставить свой прежний опыт с новым, найти сходство и различие, раскрыть связи и зависимости между предметами. Это стремление выражается в более сложной вербальной формулировке вопросов. Вместе с тем А.И. Сорокина подчеркивает, что именно вопросы взрослого, задаваемые ребенку, являются первоначальным стимулом, который активизирует мысль ребенка, побуждая к возникновению вопросов.

Работая над изучением детских вопросов, Н.А. Менчинская (1957) пришла к выводу, что наличие у детей вопросов свидетельствуют о том, что у них накапливаются знания об окружающей действительности. По мере обогащения опыта меняется и характер детских вопросов. Детские вопросы говорят окружающим о том, как все глубже и глубже ребенок познает мир. Исследователь отмечает, что переход от поверхностного интереса «Что такое?» к вопросам «Откуда?», «Почему?», несомненно, свидетельствует о развитии мысли ребенка.

А.М. Матюшкин (1982) выявил, что у старших дошкольников возникают вопросы, обращенные к себе, то есть появляется новая форма внутреннего диалога, где и вопрос, и ответ принадлежат ребенку. Это свидетельствует о зарождении способности к более обобщенному опосредованному познанию, тенденции к абстракции, умственной переработке впечатлений у детей. Это является первым признаком превращения детских вопросов из необходимого средства познания мира в сотрудничестве с взрослым, в необходимое звено самостоятельного мышления.

Во многих работах обсуждаются требования к поведению взрослых, когда они дают ответы на вопросы детей:

  • уважение взрослого к познавательным интересам ребенка;
  • учет психологических и индивидуальных особенностей детей, учет доступности для ребенка знаний;
  • грамотность ответа взрослого, который помогает увидеть не только внешние признаки, но и внутренние связи предметов и явлений;
  • побуждение детей к совместному разрешению вопросов с опорой на те знания, которые ребенок уже имеет, что является стимулом самостоятельной познавательной активности (Н.Г. Морозова, А.Г. Рузская, А.И. Сорокина, А.К. Бондаренко и другие).

Очевидно, что поиск ответов на различные вопросы так же способствует развитию познавательной активности ребенка. Поставленный вопрос взрослым, сверстником побуждает дошкольника искать ответ, используя различные источники информации — книгу, СМИ, опытно- экспериментальную деятельность, наблюдение, общение и др. Отвечая на вопросы, ребенок так же приобретает умение слушать, слышать собеседника, учится отстаивать свое мнение, свою точку зрения. познавательную активность.

Понимая актуальность данного направления, мы поставили цель:

Развитие познавательной активности ребенка через создание поисковой среды, побуждающей его к постановке вопросов и поиску ответов.

Задачи:

Дети

  • Расширить кругозор ребенка
  • Формировать умение ребенка отвечать на поставленный вопрос
  • Учить рассуждать, высказывать собственную точку зрения
  • Учить добывать информацию через различные источники
  • Развивать познавательную активность ребенка
  • Воспитание у детей интереса к процессу познания

Педагог

  • Изучить особенности ответов детей на вопросы
  • Создать речевую и поисковую среду
  • Обеспечить тесный контакт с родителями по решению задач проекта

Приступая к реализации проекта, мы предположили, что познавательная активность ребенка — дошкольника, интеллектуальная готовность к школе повысится, если мы научим его отвечать на вопросы, рассуждать, добывать и анализировать информацию.

Почему именно вопрос мы выбрали, как основной прием? Еще Е.И. Тихеева говорила» «Необходимо развивать у детей внимание к слову, учить различать его оттенки, приучать к тонкому употреблению слов. Здесь большую роль играет вопрос.»

На первом этапе был создан банк вопросов для детей различного возраста.

По содержанию они были самые разнообразные — мир живой и неживой природы, мир человеческих взаимоотношений, предметный мир.

Работу мы начали с младшей группы (второе полугодие). На этом этапе, чтобы побудить ребенка, мы сами задавали вопросы по разным поводам (Почему необходимо мыть руки перед едой? Почему машина может двигаться? и т.д.).

Вопросы мы задавали во время проведения всех режимных моментов. Для того, чтобы малыш не боялся спрашивать, мы задавали всяческие вопросы в игре. Есть такая простая и забавная игра, сначала вопросы задаем мы, а ребенок на них отвечает, а затем меняйтесь местами: «Для чего нужен рот?» Для чего нужен нос? Зачем нам уши?» Ответы могут быть как серьезными, так и шуточными: «Носик нужен, что бы дышать. Носик нужен, что бы папа его целовал. Носик нужен, что бы цветочки нюхать». Такая игра развивает фантазию и речь малыша, показывает, что часто на один и тот же вопрос можно найти очень много разных ответов. Или игра «Цепочка вопросов», «Зачем тебе велосипед?», «Что бы кататься», «Зачем кататься?», «Потому что мне нравится». «Почему нравится?» и т.д.

В среднем возрасте, когда наши дети стали сами бесконечными почемучками. Для нас было важным не оставлять без ответа ни один вопрос. И мы все знаем, почему это важно.

  • Во-первых, ответы на вопросы ребенка обогащают его представления о мире, дают новые знания; а получив новые знания, он снова задает вопросы.
  • Во-вторых, ответы взрослого развивают ум и любознательность ребенка.
  • В-третьих, отвечая на вопросы дошкольника, мы удовлетворяем его потребность в уважении.

К концу среднего возраста как результат, при ответах у детей появились попытки рассуждения.

С детьми старшего возраста основной формой стали интеллектуальные разминки. Каковы особенности проведения таких интеллектуальных разминок?

Участие детей в основном добровольное.

  • Позиция взрослого как партнера по общению. Взрослый уважает право ребенка на инициативу, его желание говорить на интересующие его темы, уходить от неприятных ситуаций;
  • Проведение в любое время в режиме дня, чаще всего утром, вечером или во время прогулки;
  • Длительность — от 5 до 10 мин в зависимости от возраста детей;
  • Участие небольшой подгруппы детей (от трех до восьми) в зависимости от их желания и особенностей содержания ситуации общения.

Алгоритм работы был следующий.

  1. Определение проблемы (тема для обсуждения, вопрос, требующий обсуждения и ответа.)
  2. Вопрос. Что мы знаем об этом? (высказывания детей)
  3. Что мы хотим еще, уточнить, узнать?
  4. Как нам найти ответы на вопросы?
  5. Что узнали общее обсуждение.

К концу года наши интеллектуальные разминки переросли в психологические. Ответы на вопросы перерастали в диалоги, они слушали и слышали друг друга, соревновались на самый правильный либо интересный ответ, остроумный ответ.

В старшем дошкольном возрасте стала актуальной задача — научить получать и анализировать информацию.

Для решения этой задачи, мы использовали возможности работы с книгой в библиотеке. Дома родители познакомили детей с поиском ответов на вопросы в Интернете, Многие ответы на вопросы дети нашли, включаясь в экспериментальную деятельность.

В результате проделанной работы мы убедились в том, что дети научились самостоятельно добывать знания, работать с различными источниками информации (книга, компьютер, телевизор, взрослый, сверстник, как носитель информации).

У детей появился интерес к самостоятельному поиску ответов на вопросы и интересных вопросов; у детей появилась свобода высказываний, повысился уровень речевого развития культура. Самое главное — они ждали интеллектуальных разминок.

Родители на протяжении всех этапов были нашими партнерами. Они подбирали вопросы, интересовались ответами детей…

Некоторые вопросы и ответы наших детей

Почему говорят « душа болит»

  • Болит, когда все надоело, когда уже нервы начались
  • Я думаю душа в самом теле, там болит сердце, от того, когда кого- то в доме нет, становится грустно
  • Когда папа уходит, мама очень скучает
  • Это когда брат умер, может быть на войне.

Что тебе нужно для счастья?

  • Цветы
  • Смех
  • Конфеты
  • Большой телевизор
  • В гости к кому- нибудь сходить
  • Купить наряд
  • Новый год

Почему земля такая добрая?

  • Люди сами добрые
  • Потому что она теплая
  • Природа вся добрая
  • На земле растут цветы, поэтому она такая добрая

Почему цветы вянут

  • Приходит время умирать
  • Все всегда не может жить
  • Они не могут вечно жить
  • Они может быть замерзли
  • Если кто- нибудь на них потопчется они умрут