ГМО «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста»

28 марта 2018 года на базе МАДОУ «ЦРР — детский сад №415» г.Перми состоялось заседание ГМО «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста», тема встречи: «Метод проектов в организации познавательно-исследовательской деятельности детей. Детские исследования».

«… исследователь формируется не на третьем десятке лет собственной жизни, когда поступает в аспирантуру, а значительно раньше того времени, когда родители приведут его в детский сад»
А.И. Савенков

Вопросам обучение дошкольников практике исследовательской деятельности в последнее время уделяется особенное внимание. Педагогов-практиков интересует ответ на вопрос, как организовать полный цикл исследовательской деятельности — от определения проблемы до представления и защиты полученных результатов. Своим опытом проведения детских исследований делились педагоги МАДОУ «ЦРР — детский сад №415» г.Перми (заведующий Радостева Зоя Трофимовна, заместитель заведующего по ВМР Шестакова Наталья Борисовна)

Участникам ГМО была предоставлена возможность пронаблюдать за совместной деятельностью с детьми подготовительной группы (воспитатель Светлана Андреевна Балятинских) по теме «Помощница скрепка». Педагоги увидели, как педагог косвенно направляет ход поисковых действий детей, обучает использовать такой источник информации как экспериментирование, совместно с детьми фиксирует полученную информацию, подводит детей к презентации результатов исследования. Воспитатель Светлана Андреевна Балятинских продемонстрировала умение направлять внимание детей на то, что может оказаться вне поля их зрения, подводить детей к обобщениям и выводам, которые они формулируют на основе эксперимента.

Вниманию участников ГМО был представлен опыт проведения исследований в разных видах деятельности. Опыт проведения исследований в рамках реализации задач образовательной области физическое развитие «Движение, познание, результат» (влияние физических качеств предмета, исходного положения тела на дальность полета при метании вдаль) представила инструктор по физической культуре Аникина Любовь Вячеславовна. Опыт проведения исследований в рамках реализации задач образовательной области речевое развитие – творческо — исследовательский проект «О словах разнообразных: одинаковых и разных» (слова амонимы), представила учитель-логопед Ковина Екатерина Николаевна.

Воспитатель МАДОУ «Детский сад №390» г.Перми Вылегжанина Александра Сергеевна познакомила участников ГМО с опытом обучения детей различным способам добывания информации (тематический образовательный проект «Всезнайка» для детей 6 — 7 лет)

Воспитатели Касимова Елена Николавена, Худякова Анжела Витальевна поделились опытом проведения исследований в цифровой лаборатории «Наураша».

Воспитатели Каменева Ирина Валентиновна, Попова Татьяна Викторовна раскрыли секреты оснащения РППС для исследовательской деятельности детей в группе и на прогулке. Участники ГМО отметили соответствие материалов возрасту детей, большое разнообразие, удобство расположения и использования материалов.

В завершении встречи в рамках «Педагогической мастерской» были выработаны единые подходы к разработке методических рекомендаций к оснащению центров экспериментирования в разных возрастных группах.

В ходе рефлексии всеми присутствующими отмечено разнообразие представленного опыта проведения детских исследований. Участники ГМО отметили особую ценность и практическую значимость заседания в том, что они стали свидетелями детского исследования в реальном времени (открытый просмотр совместной деятельности с детьми «Помощница скрепка»).

Руководитель ГМО Панюшкина И.В.,
зам.зав. по ВМР МАДОУ «Детский сад №296» г.Перми